16 октября 2017 г. 19:25
478
3 Картины сами обо всем расскажут (использованы работы авторов, приведенных в пример в книге)
Ф. Снейдерс "Овощная лавка"
П.Клас
Основными качествами голландского натюрморта были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность вещи(П.Клас, Г.Виллем, А.Бейерен, Я.Фейт, Ф.Снейдерс)
Ф.Сурбаран. Натюрморты
Натюрморты XVII века объединяет одно общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала(Рембрандт, Сурбаран, Переда).
Ж.-Б. Шарден "Медный бак"
"Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощущать их плоть, например нежную мягкость и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов".
Шарден вместе с тонким колористическим видением натуры внес в натюрморт и ту особую одухотворенность, душевную теплоту, которые составляют отличительные особенности искусства этого мастера. Изображаемые им вещи всегда несут на себе печать общения с человеком.
К.Моне "Натюрморт с грушами и виноградом"
К.Писсаро
А.Сислей "Натюрморт с луком"
Художники импрессионизма, увлеченные идеей цвета и света, стремились передавать не сами свойства предмета, а мимолетную игру цветовых и световых пятен на его поверхности(К.Моне, К.Писсаро, А.Сислей).
П.Сезанн "Натюрморт с луковицами"
"Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов".
Метод Сезанна основан на точном определении планов, составляющих конструкцию объема, где каждый цвет-мазок должен выражать изгиб-поворот формы в соответствии с количеством получаемых световых лучей.
А.Матисс "Посуда и фрукты на красно-черном ковре"
К.Коровин "Розы и фиалки"
Натюрморты Коровина являются замечательными примерами использования контрастного взаимодействия цветовых отношений.
И.Грабарь "Яблоки на синей скатерти"
И.Грабарь "Неприбранный стол"
Натюрморт служит ярким примером применения контрастов. Композиция произведения четко расчленена на два основных поля: светлое - стол со скатертью и находящейся на ней посудой и темное - пятно фона в виде темно-зеленых обоев с узорчатым рисунком. Благодаря четкому конструктивному членению изображение воспринимается легко и цельно. Четкое расчленение на два поля создает зрительное равновесие в композиции - большой холодной плоскости скатерти противопоставлены теплые пятна желто-красных яблок в вазах, охристый край стола, часть пола и плетеное кресло. Устойчивость равновесия была бы невозможной, если бы эти два контрастирующих пятна не были объединены третьим, контрастным к ним обоим, темным фоном.
Как известно, два взаимно дополнительных цвета, находясь рядом, усиливают цветовое звучание друг друга. Эту закономерность художник и использует для выделения композиционного центра.
Нижняя часть, состоящая из белой скатерти и расположенных на ней белых фарфоровых тарелок, написана в холодном лиловатом тоне. Помещая на дальнем плане, на краю холодного поля желто-красные яблоки, художник заставляет и х звучать свежо, сочно, как контраст к основному полю скатерти. Вместе с тем пятно яблок четко выделяется темно-зеленым полем фона.
Такое сложное взаимодействие контрастов - свидетельство тонкого расчета автора: показать светлое на темном, красное на зеленом, теплое на холодном и выделить таким образом узел композиции как главный зрительный центр, куда ведут все ритмические и линейные построения.
Большую часть картинной плоскости занимает белая скатерть с синими полосами - казалось бы, скучный объект для живописи. Но благодаря тонкой разработке цвета, его серебристых рефлексов глаз получает истинное эстетическое удовлетворение. Цветовое богатство создают и тонкие разработки гармонических оттенков дополнительных цветов - холод стекла и хрусталя на фоне теплой поверхности охристого стола, тонкие, мягкие движения цвета в сопоставлении голубых цветов ценерарий и зеленого фона, украшенного затейливым рисунком орнамента.
Композицию оживляют введенные в холодную гамму скатерти, ритмично расставленные цветовые акценты в виде небольших красных пятне, звучащих как камертон в холодной серебристо-голубоватой гамме натюрморта.
П.Кончаловский "Яблоки на круглом столе"
П.Кончаловский "Зеленая рюмка"
П.Кончаловский "Красный поднос и рябина"
И.Машков "Натюрморт с самоваром"
Ю.Пименов, серии "Вещи каждого дня", "Старые и новые вещи", "Вещи людей"
А.Никич
В натюрмортах, изображающих, казалось бы, "сухие", маловыразительные объекты, какими являются подрамники, планшеты, ящики и другие принадлежности профессии художника, благодаря точно рассчитанным ритмам мы видим необычайно живые, динамические решения.
В.Стожаров "Московская сдоба"
Интересно решается цвет в композиции. Основное поле выполнено в теплой золотистой гамме. Лишь вокруг самовара, как драгоценное ожерелье, расположились сочные цветовые пятна - зеленые, синие, голубые, красные. Так художник выделил композиционный центр.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!