Больше рецензий

9 августа 2017 г. 12:39

437

5

Для меня эта книга вовсе не является сатирической. Я бы определила ее жанр как лирический эпос. Потому что эпос повествует о мире в целом, о жизни целых народов, о движении времени, о зарождении наций и т.д. Примеров полно: хоть "Илиада" с "Одиссеей", хоть "Песнь о Нибелунгах" или "Махабхарата". В эпосе важен не столько отдельный человек (хотя герои там тоже есть), сколько масштабные события, касающиеся огромных масс людей. А лирика повествует о внутреннем мире индивидуума. Для нее важнее всего сложные, глубокие, тонкие, неуловимые движения человеческой души. Так вот, военная трилогия Во - это для меня соединение этих двух жанров. Индивидуум с его сложными и плохо осознаваемыми внутренними переживаниями попадает в водоворот масштабных событий, в которых даже нации и континенты меняются до неузнаваемости, не то что маленький человек. Человеку и в мирное-то время жить нелегко, постоянно приходится справляться с собой, что-то в себе менять, против чего-то бороться, о чем-то горевать. А в войну все это становится практически невыносимо. Вот и получается такая мешанина чувств, глупостей, нелепостей, ошибок и неожиданных исходов, какая описана в трилогии на примере ряда героев. Все там люди, и все захвачены войной. Даже Вирджиния, "плохая" жена главного героя, становится в конце трагическим - почти Шекспировским - персонажем. С одной стороны, кажется, что война все спишет, что можно делать все, что угодно, кривая вывезет куда-нибудь. Но на самом деле, война - это тоже всего-навсего жизнь, и требования к человеку во время нее предъявляются точно такие же, как всегда. И если человек не справляется с этими требованиями (быть честным, милосердным, благодарным и т.д.), то он разрушается. Как разрушились многие персонажи военной трилогии Во.