Больше рецензий
8 июля 2017 г. 02:49
2K
5 Когда история тесно сплетена с вымыслом...
РецензияКогда история тесно сплетена с вымыслом, получаются книги, в которые безоговорочно веришь и от которых не оторваться.
Он мог смотреть сны на семи языках: на итальянском и испанском, на арабском и персидском, на английском, русском и португальском. Он подцеплял языки, как моряк - дурные болезни.
Салман Рушди покорил меня с первой прочитанной мною книги, написанной им. Этим первым сокрушительным знакомством я обязана роману "Земля под ее ногами", который я не задумываясь включила в топ-10 любимых книг на Лайвлибе. Кстати, если кому-то вдруг не нужен бумажный экземпляр этой книги (хоть я и слабо себе такое представляю), то буду готова с удовольствием купить его, так как нигде, увы, не удается найти новый - ни через интернет-магазины, ни просто в книжных... И меня это сильно-сильно расстраивает. Готова платить даже за сильно подержанный экземпляр, поскольку уж очень хочется собрать у себя всю коллекцию Рушди. Из романов мне помимо "Земли..." еще не хватает книг "Дети полуночи" и "Сатанинские стихи". Их тоже была бы рада приобрести. Хоть денег у меня конкретно в обрез, но Рушди того стоит. Остальные книги, к счастью, есть, приобрела в Донецке, в нашем книжном.
Следующее, что я прочитала у Рушди был сборник эссе "Imaginary homelands",, который не имеет русского перевода.
А после было одно из знаковых произведений автора - роман "Стыд" Как всегда, под всеми ссылками спрятаны мои рецензии на прочитанное.
И вот теперь пришла очередь "Флорентийской чародейки" - книги, которая ждала своего часа на моей полке довольно долго. Как и в случае со "Стыдом" - это почти реальная история. То есть, реальность и исторический фон переплетаются в ней с мистикой и авторским вымыслом, а настоящие исторические личности живут бок о бок с вымышленными героями.
Например, легендарный Великий Могол Абул-Фатх Джелаль-ад-Дин Мухаммад Акбар фигурирует в книге наравне с человеком, являющимся незаконнорожденным дядей царя царей, шахиншаха, хранителя Вселенной и владыки мира, человека, назвавшегося тремя именами, в каждом из которых была доля истины и доля вымысла, человека, во всем искавшего собственную выгоду, сына легендарной принцессы Кара-Кёз, также известной как Анжелика, могущественнейшая чародейка из Флоренции. Ох, это восточное славословие, изобилие эпитетов, титулов и цветистых оборотов! Им невольно заражаешься, как и остальной магией Востока.
Здесь вы увидите магический реализм в ярчайшем его соцветии. История переплетется с магией, художник станет частью сотворенного им полотна, а император вдохнет своей мыслью жизнь в женщину, которую сам придумал, но которая для него реальнее множества собственных жен -в Джодху-баи.
Одной из самых ярких проблем, поднимаемых в книге, является вопрос власти. Личность правителя, его душевные терзания, нежелание быть тираном, осуждение предков, которые таки были тиранами, но при этом невозможность выносить малейшую критику в свой адрес, неспособность, а позже нежелание называть себя "я", многочисленные войны, интриги двора и жен, избалованность наследниками и страх пасть от родной руки, недоверие и одиночество, понимание, что каждый говорит с тобой с оглядкой на то, что ты правитель, а не как бы хотелось, не как с равным...
Гнев враг правителя. Гневливый правитель - все одно, что ошибающийся Бог.
И еще, меня поразил акт творения, осуществленный императором. Это словно лишнее напоминание, что каждый человек способен создавать, ибо сами мы созданы по образу и подобию Творца.
Сделать фантазию реальностью -прерогатива Господа, такое не под силу простому смертному.
Уж не знаю, кто как воспримет книгу, поскольку Рушди - автор специфический, но я как всегда не могла оторваться.
Прочитано в рамках игр "Книжная полка", "Мужчина и женщина" и "Крестики-нолики" по собственному выбору.