Больше рецензий

tirrato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2017 г. 23:21

524

3

Давно видела эту книгу с интригующим названием гуляющей по Сети, а тут как раз подруга с очень похожим на мой вкусом посоветовала ознакомиться с автором, правда, начинать рекомендовала с "The Field Guide to Getting Lost" (ничего, до неё я ещё доберусь).

В целом, это был странный опыт. Это сборник эссе, написанных в разные годы, объединённых по принципу "это примерно про феминизм", и некоторые эссе очень хороши, а некоторые слишком небрежны и имели целью, скорее, эпатировать и шокировать, чем заинтересовать и поделиться личной историей.

Первые эссе мне не понравились совершенно. Непонятно, на кого они рассчитаны. Это набрасывание фактов почти сугубо из американской действительности (без детальных описаний упомянутых событий, ведь все, конечно же, должны их помнить со всеми подробностями), перечисление, серьёзно, ужасных фактов мировой статистики, которые в такой концентрации и без каких-либо выводов и дополнений выглядят, как плохая статья с названием "Шок! Сенсация!". Ничего, кроме лёгкого раздражения, я не получила. Явления, перечисленные в этих первых эссе, достаточно очевидны для всех, кто немного знаком с феминизмом и его идеями, а их сумбурного перечисления явно недостаточно для впервые знакомящихся с этой идеологией. Целевая аудитория совершенно неясна, из-за чего в голове у читателя каша и смутное недовольство.

Пока я читала первые эссе, я уже прикидывала, как буду ругаться в своём отзыве, но решила уж дочитать сборник, благо, он совсем маленький, что, кстати, пожалуй, является ещё одной его проблемой, так как некоторые из этих эссе слишком короткие, чтобы развернуться, казалось, такой маленький объём душил автора, заставляя гнаться и пытаться уместить как можно больше в как можно меньше слов.

И добралась я до последних двух эссе, ничего, в общем-то, уже не ожидая. И нарвалась на жемчужины. Первое из них с большой натяжкой можно привязать к тематике сборника, но из-за его качества я могу спокойно закрыть на это глаза. Называется это эссе "Woolf's Darkness: Embracing the Inexplicable", и посвящено оно, как очевидно из названия, Вирджинии Вульф и её идеям. Также там упоминается Сьюзен Сонтаг, с которой Ребекка Солнит не сошлась во взглядах на Вульф и с которой спорит в этом самом эссе. Само эссе — самое длинное из всего сборника, законченная, цельная вещь, которую точно хочется перечитывать и продумывать. Оно про важность освобождения от собственного "я" в поисках творчества, развитие воображения путём путешествия в неизвестное и про то, как сложно это реализуется в традиционных гендерных рамках, в которые загоняет нас общество.

Второе эссе называется "Pandora's Box and the Volunteer Police Force" и довольно поверхностно рассказывает об истории феминизма и его достижениях. Ценность его, однако, не в этом, а в метафоре шкатулки Пандоры или бутылки джинна. Солнит пишет о том, что невозможно затолкать идею о правах обратно, когда она уже появилась. Все революции начинаются с идей, а не с оружия, война — это конечное проявление этих идей. И равенство — это именно такая идея, которую уже невозможно искоренить, несмотря на активное сопротивление и попытки вернуться в те "блаженные времена, когда женщина не была человеком".

Вот эти два эссе я очень советую прочитать, возможно, их даже можно найти свободно в Сети. Им я бы поставила самый высший балл, хотя всему сборнику поставить такой у меня не поднимается рука.

Отзыв в блоге