Больше рецензий

8 июня 2017 г. 23:38

166

5

Интереснейший сборник для тех, кого интересует повседневная жизнь в Древнем Риме. Сам жанр римской сатиры подразумевает описание быта, реалий и нравов, правда, с уклоном в морализаторство. Авторы, собранные в этой книге, помогут заглянут одним глазком в раннюю Римскую империю, покажут, как её видели современники. А ещё именно авторы римской сатиры запустили известные стереотипы про Рим: поголовные разврат, жестокость, обжорство... Наивно было бы им верить, но после чтения этой книги именно такое впечатление остаётся. Издержки жанра.
От "коллеги" 1989 г. издания отличается красивым оформлением, наличием сатиры Сульпиции и отсутствием отрывков из Энния, Луцилия и Варрона.
Почти всех авторов я читала уже раз десять, поэтому ничего принципиально нового для себя не нашла, но встретить всех их (кроме Ювенала) в одиннадцатый раз было приятно :)

Гораций. Только "Сатиры" (Sermones). Как человек он, по-прежнему, неприятный. Неуёмно подлещивается к Меценату, донимает своими комплексами по поводу происхождения, издевается над проскрибированными... Но до чего реальный у него Рим! Будто сама проехалась в Брундизий или прогулялась по улицам Города!
Персий. Совершенно ничего особенного. Очень коряво, но тут не поймёшь вина автора или переводчика (читать на латыни желания не возникло). Злобно, чего нет у Горация. Зря они его после Горация вставили. Слишком сильный контраст.
Сенека. Или не Сенека. Впрочем, почему нет? Луций Анней особой тонкостью и любовью к людям не отличался. И всё равно мне нравится Отыквление! Ну, подумаешь, автор предвзят. Ну, подумаешь, издевается над физическими недостатками Клавдия. У нас тоже над фигурой Гитлера издевались... Клавдий заслужил. Зато по форме и сюжету вещица уникальная: Клавдий умер и попал на тот свет, где его высмеивают все встречные-поперечные. Шутки есть остроумные. Да и вообще изящно.
Петроний. Ах, моя любовь! Сколько раз ни перечитываю, столько раз нравится. И каждый раз нахожу что-то новое. Хорошая идея в сборник для "мимолетящего" читателя добавить только сцену пира Трималхиона. Все дошедшие отрывки случайного читателя могут шокировать (по себе помню), а так получился полноценный рассказ о пире у разбогатевшего отпущенника. Одна из моих самых больших "мечт" - чтобы где-нибудь нашли это произведение целиком. Эх.
Ювенал. Большая часть книги и мука мученическая. Сплошная чернуха! Ювенал явно мнит о себе очень много, но вот почему-то никто его не любит и деньгами не осыпает. Оттого он свою обиду, зависть, ненависть и страхи изливает в сатирах. Бытовых подробностей много, но все со знаком минус. Рим в его глазах паноптикум какой-то. Недоволен всем. Ненавидит всех. Все плохие, один он хороший. Ах, да. Он и "предки". Даже зачатков ума, о котором твердит послесловие, я не заметила: в своих рассуждениях Ювенал как попка повторяет "общие места" и пропагандистские штампы, ни капли оригинальности.
Сульпиция. Вот чьи другие произведения я хотела бы почитать! Кто бы это на самом деле ни написал (если это была она и она жила в античности). (Как просвятила английская википедия, на данный момент считается, что сатира написана в IV-V вв н.э.) Сатира на изгнание философов неинтересная, но в ней автор упоминает свои "шутки", причём с намёком что это не была перепевка "мужских" мотивов, а свой собственный, женский, взгляд на жизнь. Очень любопытно.
"Завещание поросёнка". Явно надо читать в оригинале. Хотя меня и не потянуло: тема жутковатая. Повар собирается зарезать поросёнка и тот составляет завещание (пародия на настоящее завещание). Как-то не смешно.

Книга явно рассчитана на неподготовленного читателя. Оттого, наверное, и комментарии Ф.А. Петровского какие-то случайные. Я так и не смогла уловить логику, по которой некоторые общеизвестные вещи растолковываются несколько раз, а множество малоизвестных остаются без пояснения.
Оформление Евг. Когана радует глаз и создаёт нужное настроение. Признаться, именно из-за него я из двух сборников выбрала этот.