Больше рецензий

6 июня 2017 г. 12:56

664

0 Овётганна и как бы Хугайда

Это произведение творческого тандема Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина, работавших под псвдонимом Макса Фрая, пожалуй, одно из самых спорных и обсуждаемых. Во-первых, много разногласий на тему того, относится ли оно к циклу «Хроники Ехо» (поскольку было опубликовано между двумя очередными томами «Хроник», как раз примерно в середине цикла) или является отдельным произведением (поскольку описываемые в нём события к Ехо отношения не имеют). Во-вторых, книга настолько отличается по стилю от «Хроник Ехо», что мнения читателей разделились на полярные. Одни утверждают, что это самое слабое и бестолковое произведение Фрая, другие же считают, что оно на порядок выше всего остального, созданного авторами. В довершение ко всему, существуют две версии книги: с подзаголовками «хроники Овётганны» и «хроники Хугайды», различие между которыми настолько тонко, что заметить его можно только по-настоящему проникнувшись настроением и глубинным смыслом романа. При поверхностном прочтении они кажутся одинаковыми, замечаются лишь разница в названиях ветров и эпилоге.

Я отношусь к тем, кто считает «Гнёзда химер» одним из лучших плодов творчества Фрая (кстати, и сама автор Светлана Мартынчик того же мнения). Сюжет таков. Незадачливый колдун пытается вызвать демона, который выполнял бы его желания, а вместо демона явлется Макс. Который, в свою очередь, спокойно собирался на прогулку и вдруг неожиданно для себя оказался в чужом доме в незнакомом мире. Дальнейшая история — это путешествие Макса по миру Хомана, цель которого — найти способы и тех, кто сможет помочь ему вернуться обратно в свой мир. Всех, кто ожидает от книги привычных насыщенных приключений, увы, постигнет разочарование — сюжет достаточно прост и незамысловат. Зато в ней есть много мыслей, наблюдений, реакций героя на непривычные для него традиции и способы мышления жителей этого мира. Этот роман — приглашение выйти за рамки собственных шаблонов и стереотипов и распахнуть глаза и душу навстречу неизвестности.

Мир Хомана полностью выдуман авторами, наполнен необычными персонажами и традициями, отличающимися от привычных. Интересна структура этого мира. Его хозяевами и хранителями являются Мараха. Которых многие, по своему невежеству, почитают за богов, но которые таковыми не являются. Боги, кстати, в Хомане тоже живут, но чаще всего их сложно отличить от обычных людей. В книге прописано несколько интересных народов с их удивительной и непохожей друг на друга культурой. Самые шокирующие персонажи это, пожалуй, дерьмоеды. По законам мира землю нельзя осквернять, поэтому на болотах ловят особую разновидность вечноголодных существ, роль которых в хозяйстве, полагаю, понятна из названия.

«Гнёзда химер» — это сказка, фэнтези. Но авторы, как обычно, прячут между строк множество метафор и глубинных смыслов, превращая легкомысленную историю в мудрый учебник жизни. Вот, к примеру, две очень откликающиеся мне цитаты — наверное, потому, что сама всегда стараюсь не упустить шанс отправиться навстречу неведомому. В тексте произведения они относятся к эпизодам, когда Макс пытается пригласить с собой в путь обретённых новых знакомых.

Мне стало грустно и немного смешно — Мэсэн был чертовски похож на людей, среди которых прошла большая часть моей жизни: когда к ним в дверь стучится единственный и неповторимый шанс начать все сначала, тут же непременно выясняется, что у них «дом, хозяйство, полный сарай дерьмоедов на продажу», и совершенно нет времени на всякое баловство.

Одна из которых — влюблённая в него женщина.

Я хотел было сказать Альвианте, что бросать её драгоценное «всё» следует вовсе не ради меня, а ради «неизвестно чего», потому что неизвестность — это такая специальная, единственная и неповторимая штука, во имя которой человек вполне может отказаться от чего угодно, в том числе и от фамильного замка, по которому бродят толпы сбрендивших слуг, — если он настолько удачлив, что ему однажды выпадет такой шанс. Но я вовремя прикусил язык: кто я такой, чтобы лезть к этой милой женщине со своей дурацкой философией?

Пожалуй, самый впечатливший меня народ — это люди Вурундшундба. Их мудрость насмешлива и цинична, и поначалу шокирует. Макс приходит к ним как к единственной надежде на возвращение домой. Они же сообщают, что никуда отправлять его не станут, лишь покажут путь. И более того — у него осталось не так уже много времени на то, чтобы всё-таки вернуться: если не сделать этого до конца года, то его поглотят «гнёзда химер». (Как выяснилось в финале, это было выдумкой, способом заставить Макса начать шевелиться и взять ответственность за свою судьбу в собственные руки, перестав ожидать, что кто-то придёт и спасёт его).

Мы не злые и не добрые. Просто мы стоим на страже основополагающих законов этого Мира, один из которых гласит: никогда не делай для человека то, что он может сделать для себя сам.

Особое очарование книги — это роман Макса с влюблённым в него ветром мира Хомана. В одной из версий Макс бесконечно повторяет, словно магическое заклинание, имя ветра Хугайда, в другой его связывает необъяснимая нежность с ветром Овётганна.

Другой ветер — это Овётганна и как бы Хугайда, и далеко его родина, незыблемая и неведомая. Он дует две луны, затихая лишь на время.

Совершив долгое и насыщенное событиями и знакомствами путешествие по миру Хомана, Макс возвращается в то же самое место, в тот же дом, куда «свалился» в образе демона. Выясняется, что никаких особых усилий для возвращения в свой мир ему прикладывать не придётся: правители местности с удовольствием помогут, они знают, как это сделать, и это вовсе не сложно. Казалось бы, всё путешествие случилось напрасно: можно было спокойно оставаться на месте и ждать вот этого момента. Нередко в своей жизни мы именно так и рассуждаем. Но у мудрых людей Вурундшундба другое мнение на этот счёт, и, возможно, к нему стоит прислушаться.

Это твои действия привели в движение колесо судьбы, и оно постепенно закрутилось в другую сторону. А если бы ты просто сидел и ждал, тебе досталась бы совсем иная судьба.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»