Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2017 г. 07:47

2K

4.5

Сборник повестей (вернее, одной повести, одного большого рассказа и одного маленького) писателя, которого я смутно помню по «Кукушонку, принцу с нашего двора». Тексты очень разные, так как между ними больше 10 лет.

Заглавная повесть написана в 1943-1944 и вышла в свет в 1945. Язык местами непричесанный, несколько рваный, но сам по себе очень интересный, так как позволяет понять, как воспринималась война изнутри, когда она еще не закончилась. Светлая, романтизированная история детского дома, отступающего в 1942 году вместе с Красной Армией с Кубани на Кавказ. Много интересных деталей, много понятного советского пафоса (пиетет к портретам Сталина и Ворошилова, «За Родину, за Сталина»). Будет даже кот-красноармеец. Любопытно, издавалась ли повесть потом и цензурировалась ли в хрущевские времена?

В повести много импонирующей мне социальной географии. Тут и Донбасс, и приморский город Т. (судя по всему, Туапсе), и Кубань.

Рассказ о трех приемных детях дендролога прямолинеен, прост и любопытен. Автор пытался нащупать язык, которым можно говорить о подростковых проблемах. Не сказать, что результат вышел блестящим, но мне было любопытно увидеть, как люди пытались говорить о насилии и косности взрослых в 1954 году.

Но вершина сборника – последний, самый короткий рассказ 1957 года «В развалинах». В руинах кирпичного завода на вражеской территории красноармейцы находят еврейскую семью, которая несколько лет скрывалась в подземельях от нацистов. Автор аккуратно, без лишних слов, но так, что кровь стынет в жилах, рассказывает о том, как родители и двое детей жили в коммуникациях. Им помогал знакомый поляк, привозивший раз в месяц еду. Иногда они выбирались на поверхность, но потом немцы построили рядом укрепрайон. И последние годы они сидели под землей постоянно, уже ни на что не надеясь. Отец пытался учить детей, прививать им знания об окружающем мире, но дети не могли себе представить ничего, кроме подземелья.
Рассказ, скорее, метафора. Страшная метафора того, что делали нацисты. И заметно, как изменилось настроение автора с 1944 года по 1957 год, как сместился фокус восприятия. Простая и сильная книга.