Больше рецензий

11 мая 2017 г. 14:53

1K

4.5

Петрушевская сама по себе автор, который не боится оголять человека, его быт, самую его сущность. Зачастую приземленную и убогую. Вскрывает язвы, так сказать. Но тем выше идеал, куда надо стремится. В ее рассказах есть все о разнообразных человеческих пороках, страстях, переживания. От ее рассказа Свой круг у меня до сих пор мурашки по телу.
Этот же роман не похож ни на что, прочитанное мною у нее прежде. Очень оригинально. При этом затронуто много животрепещущих тем.
Первая часть – самая незавернутая - диалог между директором НИИ и сотрудником этого учреждения, этнографом, занимающимся малыми народами, в частности энтти. Диалог блестящий, с юмором. Показана полная недоразвитость директора, он не знает элементарных терминов, но при этом благодаря своим продажности и приспособленчеству доказывает, что он именно на своем месте. Именно такие люди становятся директорами, и это чаще всего оказывается полезным для остальных, хотя бы в плане выживания.
Главная тема исследования ученого – малочисленный народ энтти, имеющий уникальную культуру, религию, обычаи и при этом находящийся на грани исчезновения. Ведь у них нет даже возможности, как у индейцев Америки, жить в резервации за счет туризма. Производство чумовых печей остановлено, а без чумовой печи они не проживут в своих домах-"балаганах".
Википедия дает данные, что есть такой малочисленный народ Росси как энцы, и их действительно осталось только 227 человек!
А ведь энтти

самые древние люди на земле, которые пережили много обледенений и приспособились именно к ним. Ледниковый период - как прошлое, так и будущее всего человечества. Каждые сорок-шестьдесят тысяч лет обледенение. Апокалипсис это не огонь, а лед. ... Поэтому их надо сохранять. Они одни переживут и продолжат жизнь на земле…

Да.., нынешняя веста тому подтверждение.
Они не сопротивляются смерти, если кто-то на их глазах погибает, энтти не спасают своих – наоборот, подталкивают к смерти, ибо считают такого гибнущего уже не человеком – духи уже начали грызть его душу.

Они считают всех детей какой-то женщины общими детьми всех мужчин ее группы. И у каждого мужчины, таким образом, были дети от всех женщин его группы. И дети к каждому мужчине относятся как к отцу. Таким образом, не бывает вдов, сирот и разведенных. Это товарищество по жене так называемое. Обмениваются женами. Заменяют погибших. И считают все остальные народы очень несчастными, что те тайком изменяют друг другу, обманывают…


У энтти нет рабов, хотя вообще в России процветает рабовладельческий строй:

след. этап изучения нынешнее состояние России как рабовладельческого гос-ва. Наша задача этнографов. При Йоське Джугашвили был феодализм, теперь развитие рабовладельческого строя, плавно перех-щий в первобытный (пещера, костер). Бомжи уже живут так и масс, переселенцы. Мы еще вспомним этого бухгалтера Карла Маркса нехорош, словами, как гов-л их Бисмарк, т.к. Карл трындел все наоборот, от пещеры к комм-зму..

Следующая после диалога часть уже напоминает мистический детектив с преследованием и погонями. Чем-то напомнило И все еще ничего, интересно, захватывает.
Но постепенно перетекает в настоящую чернуху с освеживанием пожилой актрисы, чучунами-каннибалами, метемпсихозом - переселением душ в чужие тела, умирающими от онкологии детьми, изнасилованиями, дворовой резьней, и т.п. Местами читать просто невозможно. Реально

…свищет черная вечность в глазную дыру албезы

Особенно сцена с проституткой в поезде или избиение и попытка изнасилования главным героем своей любимой жены в присутствии в соседней комнате беспомощного сына-инвалида.
Главный герой сначала представляется ученым бессребреником, у него любимая жена (Муми-мама) и сын-инвалид Алешенька (мумик), но постепенно предстает он и другой стороной – он не помогал своей вымотанной жене, он изменял ей в своих бесконечных экспедициях - у него есть несколько детей от женщин-энтти, он корыстен и при этом жаден, он убивает друга, потому что считает, что с малолетними энтти может спать он один.
Таким образом, этот квест на выживание и бесконечным переселением в чужие тела сочетается с созидательной мыслью о спасении самобытного малочисленного народа.

Понравились некоторые места:

…гл. вопрос бытия нации это обычаи и способ воспитания реб-нка. Традиции педагогики. Скажем, нашу страну оккупировали. Обратили в свою веру. Ну хорошо, у каждого мужа столько жен сколько он прокормит, на круг по 3. Так, в поликлиниках тогда пусто все врачихи взяты в гаремы, в б-цах вообще, там д. быть одни мужч-ны и принимать только б-ных мужчин, кто же из мужей допустит чтобы его жену щупал другой. Все жены заняты в поле выколачивают одеяла и пребирают пшено, пекут ля-пешка. Из троллейб. парков из офисов, прядильных фабр. НИИ и трамв. депо все взяты в гаремы. И никаких стульев и кров-тей, едят на полу на тряпке, спят на полу. Вся женск. половин, страны ждет ребенка. Далее дети род-сь и что, а русск. женщ. родивш. ребенка, она всю жизнь положит на него (не на мужа), и разве она доп-стит что нет поликлин, и б-ц, и ни зубик вырвать ни аппендицит вырез-ть, и если муж будет выст-пать она его отоварит скалкой по чайнику где полотенце намотано (по чалме) и весь гарем собравшись тоже мужа прижмет и тут оккупация кончится.

По верованиям энтти, души умерших обязательно возвращаются в новорожденных. И когда возникает проблема, какое имя дать еще не рожденному младенцу, мамот поднимается в верхнее царство, там у престола стоят души умерших, это как бы будущие дети. Они называются "сопливенькие". Надо у стоящего с краю сопливенького быстро спросить имя и тут же возвращаться. Имя дают, но тут же меняют его на противоположное, чтобы духи не пошли по следу души. Девочку переименовывают в мальчика, вообще как-то смешно называют ребенка.
Например, рыбацкий передник. В России это тоже практиковалось, отсюда такие имена как Нехорош, Невзор, Некрас. Некрасов от этого произошел.

До сих пор народ все знает, свои прошлые дела. Славяне стариков в голодную весну возводили на край оврага и сажали на санки в этот лубок, корыто. Привязывали. Это бывало когда уже вскрывались овраги и есть было нечего. И пускали сверху "на лубке" под лед. Жуткая поговорка "любишь кататься, люби и саночки возить".