fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2017 г. 00:35

6K

5 Чеховские женщины. Продолжение-IX

Поразительный, яркий, "упругий", страстный рассказ.

В меру своих способностей, а не по причине написать какой-то отзыв на 500 или 600 чеховских рассказов и повестей, хочется на самом деле показать одну тему. Которая волновала Антона Павловича. И вашего покорного слугу. Женщины.

Совершенно неожиданная развязка. Каков сюжет?

Помещик Литвинов должен был уйти на санях на подледную ловлю рыбы в море. Разыгралась страшная буря. Льдину оторвало от берега, стало совершенно понятно, что ушедшим не выжить ни при каких условиях. Жена его, Наталья Сергеевна, недавно родившая ребенка, спускается по лестнице к самому берегу. Да, всё понятно, как иначе - ведь муж там, в море, с очевидными последствиями при такой непогоде. Кому это не понятно? Она спустилась туда.... спустилась.... вот как-то начинает складываться впечатление, что спустилась она.... как бы вроде удостоверится: нет, не выжить, не вернуться рыбакам.

Она находит силы самостоятельно, несмотря на ветер, подняться по крутой и длинной лестнице наверх. "она разрумянилась, глаза не глядели уже плачущими, и руки, придерживающие на груди шаль, уже не дрожали". И что же? Перед ней стоял... её муж! Который не пошел в море в непогоду. Стоял и улыбался: это счастье - "Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь?" Но Чехов не был бы Чеховым!

" Пронзительный, душу раздирающий вопль раздался на этот тихий, счастливый смех.... В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его..."

Редчайший случай для Чехова: сильный и красивый в этой мужественной силе мужчина. Он понял всё. И поступил так, как должен поступить сильный и красивый мужчина, у которого счеты только с судьбой. Он уходит в море. Зная, что не вернется.

"В ночь под Рождество она полюбила своего мужа..."

Пусть 23-летний автор отдал дань, как это делают все мужчины, комплексу "вот я умру и вы пожалеете!" Так делают все мужчины.

Но как красиво всё сделано Антоном Павловичем, как красиво. Сильный мужчина может обмануться, ошибиться. Даже в чем-то важном. Но не может не оплатить гамбургский счет: полюбить ничтожество - нет, не может. "В ночь под Рождество она полюбила своего мужа..."

Комментарии

Мне бесконечно жаль обоих героев рассказа. Слишком уж сурово обошлась с ними жизнь. Но, если посмотреть трезво и без эмоций, то можно увидеть и причинно-следственную связь. Ведь каждый из супругов своими мыслями и поступками заложил основы разразившейся драмы. Причём о собственном новорожденном ребёнке не подумал вообще никто из горе-родителей: ни мать, желая стать вдовой, ни отец, поддаваясь мстительному импульсу. В результате - наказанным оказался и самый невинный, их общий малыш. Образно говоря, муж и жена (каждый по-своему) попытались рыть друг другу яму, в которую потом оба и попали, прихватив с собой маленького ангелочка. Не зря всё-таки сказано: бойтесь своих желаний.

+1 10.01.18

Людмила, Вы правда так считаете, что нужно бояться своих желаний?

+1 10.01.18

Ну, однозначного ответа на этот вопрос у меня, пожалуй, нет. Каждый случай надо, видимо, индивидуализировать. Но к ситуации, описанной в рассказе, это утверждение, по-моему, очень даже подходит. Желания героев исполнились: жена стала вдовой, а муж осуществил свой скоропалительный план мести. Правда, каждому из них пришлось заплатить за это неоправданно высокую цену, зная о которой заранее, они поступили бы иначе, отказавшись от таких желаний.

А вообще всё, наверное, зависит от степени зрелости и свободы конкретной личности. Если человек умеет сохранять эмоциональное равновесие, осознаёт возможные последствия исполнения своего желания и берёт на себя ответственность за них, то ему нечего бояться.

А как считаете Вы, Александр?

+1 11.01.18

Людмила, доброе утро!
Такие сложные вопросы... Если попробовать ответить суховато, рационально, то нужно говорить, например, о гормональном фоне. У наших молодых героев - нет, не так много лет за плечами (относительно, конечно). Герой - молодой мужчина. Кто знает, как он "добивался" любви своей тогда ещё невесты? Может, "измором", может она сознательно шла "на мезальянс"? Но проблема в том, что его. героя, конечно, "вел" гормональный фон. Мы, мужчины, так устроены. И с этим, поверьте на слово, невозможно ничего сделать.

Женское поведение, конечно, более сложное, конечно! Людмил, Вы знаете, мне понравилось одно выражение, услышанное на курсах практической психологии (читали гендерную психологию). Мужчина платит браком на секс, женщина - сексом за брака. Эволюция так нас сделала, что в разное время мы проходим свои эмоциональные и прочие пики.

Герой - ну, конечно, без ума от жены, конечно! Он выходит в море в такую погоду (хотя, не помню, они вышли в море первый раз когда всё было спокойно? Погода испортилась "в пути"?) - для чего? Конечно, доказать свою мужественность перед женой. А она? Ну, понятно всё из текста.

Мне кажется, Чехов мог услышать подобную историю - это раз.
Мог в какой-то своей конкретной ситуации пережить такое отношение к себе (господи, а его супруга, правда, много позже, видите, как опасно произносить какие-то мысли - материализовываются! Так вот, отношение его жены к себе много позже - разве почти не об этом?).

В его дневниках (или письмах, я не помню), он пишет, что "импотент" в смысле творчества, хотя не уточняется, пишет, что нет тем, кризис, просит кого-то дать тему, а он её распишет и проч. Я к тому, что сложная личность, как Чехов, - представляете, сколько самому нужно пережить, чтобы понять писателя, гения!

Ну а главным мотивом, что ли, думаю, был именно "назло бабушке и пусть все заплачут потом!"
Как-то так, думаю.

+1 13.01.18

Доброе утро, Александр!

мне понравилось одно выражение, услышанное на курсах практической психологии (читали гендерную психологию). Мужчина платит браком на секс, женщина - сексом за брака.


Честно говоря, меня удивило, что вы услышали это на психологических курсах. Странные какие-то курсы. Это (на мой взгляд, не очень серьёзное) высказывание распространено среди обычных людей (совсем не специалистов по практической психологии). И в обыденном общении оно используется, скорее, как шутка. Возможно, я чего-то не понимаю и ошибаюсь, но я просто делюсь с Вами своим мнением.

В вопросе мотивации поступков героев я с Вами полностью согласна, здесь наши взгляды совпадают. Но Вы всё-таки не ответили на свой же более общий и выходящий за рамки рассказа вопрос, который задали мне:

нужно бояться своих желаний?
+1 13.01.18

Попытка № 2!
Сегодня утром я попытался ответить, но на что-то нажал и всё исчезло!
Поэтому попытка №2.
Понравившееся мне выражение, на мой взгляд, хорошо говорит о двух вещах: пики - мужские и женские - они разные, они не встретились во времени. Иногда это - проблема, может быть, чаще - проблема. Эволюционно мужчинам нужно как можно быстрее передать свой геном в следующее поколение, поэтому одержимость сексом, уж простите меня, зашкалившаяся. Женщине в этом же возрасте (в 20 или 30 лет) столько не нужно. Ей нужна социализация и в положительной, позитивной коннотации, статусность. Собственно, что же это я Вам объясняю, Вы лучше меня знаете, что нужно 20-летней женщине, девушке. Вот, Людмил, поэтому я чуток не разделяю Ваш критический настрой относительно понравившейся мне фразы. Ну, это ерунда, на самом деле.

https://www.youtube.com/watch?v=0jP6-Roe84k Посмотрите, пожалуйста, такую красивую песню!

А теперь, конечно, таинство вопроса и ответа: нужно ли бояться своих желаний?

Позвольте мне предположить, что под этими, внушающими некоторую фобию, не скрываются желания либо кого-то хлопнуть, либо что-то в этом же роде.

Если я не ошибся в предположениях, тогда можно продолжать спокойно.

Спокойно предположить, что желания касаются любви. К кому-то. Явно к кому-то "запретному", иначе в чем вопрос? Хотя есть вопрос и в любви к "своему". Но что-то мне подсказывает: нужно ли бояться любить того, кого нельзя? Если речь об этом, Людмил, Вы думаете, здесь есть общий ответ? Мой ответ... мой ответ. Позвольте коротко и исключительно на своем примере, то, что достоверно.

Какое-то время назад мне пришла в голову такая мысль: из нескольких близких в разное время для меня женщин, лишь одна не была мной "отбита" от других мужчин. Причем, замужних женщин. "Безумству храбрых поем мы песни"? Хрен знает. Нравились они мне, нравились настолько, что вот такие движения были. С мордобоем в том числе - а как, если ты входишь на чужую территорию? Будь готов! Пожалуй, только в одном случае, я был не готов. Но и на Солнце есть пятна, а у каждого Наполеона есть свое, как известно, Ватерлоо. Вопрос в другом: сейчас, когда мне столько лет, как бы я поступил сейчас? Побоялся бы своих чувств, своих стремлений, своих желаний? Наверное, я сегодня взвешивал бы "тщательнЕе". И не факт, что поступил так же, как в молодости. Но и здесь есть вопрос.

Что вообще делать с подобными чувствами? Ведь в психологии есть даже такое понятие, как "непристойные" желания, конечно, называются они иначе. но речь, например, о том желании засмеяться на похоронах по поводу чего-то там. Помните, у Толстого есть о чувстве по поводу стояния у гроба матери? Кажется, в "Детстве". Он испытывал не горечь утраты, а какое-то "неприличное" чувство, что-то там такое. Ну вот. Здесь, что здесь сказать? было, есть и будет. Что касается любви к "чужому". Если не о радикальном способе, то есть такое понятие, как культура, не уверен, что следующее понятие - научное. Именно - сублимация. Но скорее всего, именно сдерживание собственных чувств, внутреннее переживание - это и есть универсальный ответ на Ваш вопрос.
Как-то так. Но у меня это было иначе, по крайней мере - в молодости

+1 14.01.18
Сегодня утром я попытался ответить, но на что-то нажал и всё исчезло!


Всякое бывает. Обидно, конечно, напрасно время терять. Во избежание таких неприятностей хорошо бы сначала набирать текст в текстовом файле, а потом копировать. Я часто именно так и делаю.

А теперь, конечно, таинство вопроса и ответа: нужно ли бояться своих желаний?

Позвольте мне предположить, что под этими, внушающими некоторую фобию, не скрываются желания либо кого-то хлопнуть, либо что-то в этом же роде.



Фраза «Бойтесь своих желаний – они иногда сбываются» в моём представлении аналогична фразе «Мечтай осторожно, ты можешь это получить». Здесь, по-моему, имеются в виду абсолютно любые желания и мечты (в том числе и «кого-то хлопнуть»). Значение имеет тот факт, что человек может быть совершенно неготовым к их осуществлению, но даже не подозревать об этом, будучи уверенным, что оно принесёт ему только счастье. И эти фразы-предостережения предназначены, в первую очередь, для тех, кто не видит дальше собственного носа. А в инфантильной юности всё именно так и обстоит. И именно тогда мы совершаем кучу ошибок, многие из которых исправить уже нельзя. Но главное – хотя бы сделать правильные выводы и не повторять их больше. С опытом (сыном тех самых ошибок трудных) приходит и взросление, а вместе с ним осознание ответственности за свои поступки, без которой никакая свобода (ни от желаний, ни от любых негативных эмоций) не будет достижима.

именно сдерживание собственных чувств, внутреннее переживание - это и есть универсальный ответ на Ваш вопрос.


Да, внутренняя свобода как раз и заключается в умении управлять собой, а не идти на поводу у других людей или у своих желаний, становясь рабом каких-либо действующих сил. Поэтому я и предполагала в своём предыдущем ответе, что всё зависит от степени зрелости и свободы конкретной личности.

Если вернуться к героям рассказа, то мужу не хватило, в первую очередь, умения сохранять эмоциональное равновесие, а жене - дальновидности и ответственности.

+1 14.01.18

Тему Вы задали труднейшую и, боюсь неразрешимую, никогда не разрешимую. Помните, есть фраза о том, что если бы молодость знала, а старость могла... думаю, есть куча других мудростей на эту тему.

Неразрешима, на мой взгляд, по уникальности собственного опыта, всегда единичного и уникального по этой причине. И с этим ничего нельзя сделать - не делать ошибок. Возможность их "предупреждения"? Как 20 летнему молодому человеку внушить, что курить или пить, ладно, не спать всю ночь, гуляя на дискотеке - это не очень полезно для здоровья? Как?

Конечно, я Вас ни в чем не убеждаю, мне кажется, у нас общее понимание "проблемы", если мы об этом продолжаем говорить и обсуждать.
Герой рассказа: разве он не понимает, что выход в море - верная смерть? И ему не 20 лет, как я понимаю. И? Потому что мы - живые люди, просто люди.
Знаете, есть фильм "Дона Флор и два её мужа". Фильм сопровождает песня - замечательнейшая! И там есть эта фраза "люди, просто люди". Посмотрите, пожалуйста, замечательная картина!

Вот как-то так.

+1 15.01.18

Согласна, что у нас общее понимание проблемы, а обсуждать можно бесконечно, поэтому пора поставить точку. Для меня польза подобных обсуждений в том, что поиски формулировок помогают лучше уяснить и систематизировать собственные мысли. Не знаю как с Вами, а со мной в данных комментариях это произошло. Так что спасибо Вам, Александр, за предоставленную возможность, как образно писал в своих «Опытах» Монтень, оттачивать свой ум в соприкосновении с Вашим умом. )))

+1 15.01.18

У меня возникла эта же мысль когда я писал сообщение Вам, буквально вспомнил на латыни высказывание, что обучая - обучаешься. Имея в виду именно оттачивание собственной мысли в процессе обучения=обсуждения.
Мерси!!

+1 15.01.18