Больше рецензий
29 апреля 2017 г. 17:33
290
5 На Солнце тоже есть пятна
РецензияБывает, что ждёшь новую книжку у писателя, к которому у тебя особое отношение, ждёшь-ждёшь во всех смыслах, читаешь в сентябре, как сейчас помню, прошлого года, что по этой долгожданной книге ещё и сериал собираются снимать с Крейгом, ожидание сродни фильму про Хатико и покалывает в пальцах от предвкушения. А потом, когда заветный кирпич на полке – этот момент, открыть обложку, вдохнуть запах, ну вот это всё книгочервивое задротство, так дорогое некоторым (мне, конечно, тоже) – это просто всё равно что первый раз нырнуть в воду, а вода вообще-то не тёплая. Все купаются, ну вообще ВСЕ – а ты стоишь и тебе прямо-таки холодно, знаешь же, что потом будет нормально, но вот всё никак. Такая затянутая прелюдия, что просто в конце концов ты уже из чувства (где твоё самоуважение?) берёшь и заходишь в воду. С Франзеном было так же – он из когорты тех писателей, про которых спустя века мучений и секунды отвращения хочется в финале любой истории пойти в бар и сказать, что он отличный парень. С ним тяжело и порой почти невыносимо, он слегка странный и, очевидно, со своими закидонами, но когда говорит – невозможно не слушать и не отвечать, пусть это даже слегка в одни ворота. Некоторое ревнивое чувство появилось, когда в дэйли афише о том же вскользь заметил Сергей Кумыш, но это только подчёркивает. Подчёркивает это всё.
Про «Безгрешность» слишком много сказано заслуженно – Франзен из тех, кто явно не ищет простых путей, а рождение любого текста для него сродни для некоторых выплате ипотеки. Чтобы я написал «Безгрешность», говорит он в интервью, мне понадобилось 35 лет писательской работы, однако, написана она целиком года за два; резюмируя – «Безгрешность» это такая отметка по прошествии всех этих лет, вымученный накопленный опыт, квинтэссенция всех сказанных ранее слов и оживлённых персонажей, сбавленный щепоткой автобиографичности, от которой ещё больше хочется вспомнить про вступительный бар: Франзен в нескольких интервью признавался, что этот самый выстраданный образ матери (#дакакаятымать) взят не с потолка. Да, все женщины в книге слегка сумасшедши, но кто не согласится с такой истиной и в жизни? Все матери у Франзена больны в разной степени – болезнь чаще всего диктует изменения и в психике, которая подточена, как жуком-короедом. Труха, которая остаётся в остатке, сводит с ума окружающих. Женщины сводят с ума тех, кто рядом и любит их, впрочем - в некоторых поступках сложно не увидеть болезненные первопричины, рождённые в детстве, выстраданные в свою очередь через отношения с отцами. Родители и дети в «Безгрешности» - тема почти столь же первостепенная, как в «Поправках», но если там наизнанку выворачивались кишки родительской любви и ненависти детей (или наоборот), то в «Безгрешности» эта тема первостепенная среди других – печальные союзы любви, приводящие к бесконечному страданию двоих когда-то влюблённых, современный мир с его реалиями, грязными, как антипод слова, возглавляющего роман, фейсбук с его безграничностью, люди, с их неидеальностью (и это нормально, что идеальных в романе вовсе нет); ближе к финалу Франзен выскажется в том смысле, что дети не отвечают за грехи своих родителей, эта фраза, что важно, вложена в уста одной из нормальных женщин «Безгрешности», персонажа впрочем до скуки второстепенного и, что характерно, бездетного, однако говорящего важные вещи, которые Фразнен обличает в реальность: «..выглядело несправедливым, что она отправлена жить в дерьмовый мир, изготовленный ее родителями. Они ответственны за невозможные обстоятельства, в которых оказалась она лично, они принадлежат к поколению, которое ничего не сделало с проблемой ядерного оружия и меньше чем ничего с проблемой глобального потепления; ее вины во всем этом нет», как нет этой самой вины во многом другом, например, в том, какая она, какие они, какие те или эти - мы, в некотором смысле, несём бремя чужой жизни и только когда сбрасываем её, постигаем что-то о себе и обо всех этих людях, обо всем мире целиком и можем строить своё собственное без оглядки назад.
Строительство идеальной семьи должно иметь здоровый фундамент равно так же, как и должно иметь такой фундамент строительство любого будущего – чего можно было ждать от истории, полной боли, безумства, поступков, граничащих с истерикой, поступков, совершённых в неразберихе громких событий прошлого, какие дети могли вырасти у матерей, поставивших для себя первостепенным только самое себя, снабдив при этом своё материнство изрядной толикой безумия? Какой фундамент могли построить те, кто крошил свой собственный? Отцы в «Безгрешности» не в пример здоровее – мужчины, впрочем, подверженные чужим безумствам и оттого кажущиеся слабыми до нездорового, но достаточно сильные, чтобы найти лекарство от безумия, сбежать, стать самим собой, потому что любое наваждение – уход от личности, от себя, тошнотворный период блужданий в потёмках слащавых сексуальных порывов с подтекстом ненормальности. Героиня романа по имени Пип (Purity, безгрешность) получила своё имя от матери, которая скрывает своё прошлое, сменила имя и место жительства и родила дочь, рассказывая разные байки про отца-тирана, который, если найдёт их, уничтожит – Пип, разумеется, также ищет себя, порой также скатываясь в это чисто женское безумие, но к финалу выходящая из него только (или, точнее, в том числе) потому, что находит себя, выясняя, кем же являлся и является её отец, кто такая на самом деле её мать и кто такая сама она, находит утешение предыдущим мытарствам и чувству жизни в неком флёре обмана, находит свою точку безгрешности, чтобы понять про себя достаточно ровно для того, чтобы озвучить самую последнюю мысль «Безгрешности»: может быть, я с этим даже справлюсь.
Может быть, мы все с этим тоже справимся – в конце концов, нам всем достался одинаковый в разной степени одинаковости мир, в котором непросто, но оно того стоит.
Комментарии
Потрясающе точное описание моих отношений с "кирпичами"! И ведь знаю же, что "толстячки" мне чаще всего нравятся гораздо больше "худосочных" книг, но всё равно каждый раз испытываю вот эти метания
на берегуперед книжной полкой. И да, Франзен на ней тоже стоит :)надо ж как-нибудь решиться. мне тоже кирпичи больше нравятся) если кирпич годный, из него тяжело потом выбираться, что, конечно, минус, но плюсов всё равно явно больше.)
Наверное, кирпичи сильнее цепляют, потому что больше времени проводишь с героями, послевкусие дольше. Оптимистично надеюсь познакомиться с Франзеном в этом году.