Больше рецензий

24 апреля 2017 г. 23:16

1K

5 Космос против хаоса

Поэтика мифа - известнейшая работа Елеазара Моисеевича Мелетинского. Одним из первых мы увидим его имя в списке авторов и редакторов жемчужины нашей науки: двухтомной энциклопедии "Мифы народов мира". Мелетинский был специалистом высокого уровня в области исследования мифологии, оставил после себя немало учеников.

"Поэтика мифа" разделена на три части: изложение истории исследования традиционного мифа отечественной и зарубежной наукой, всестороннее описание традиционного мифа с учётом накопленных знаний и выявление мифологизмов в литературе XX века. Наиболее обстоятельно мне довелось ознакомиться с первой частью работы. Много раз приходилось вчитываться и перечитывать те или иные её фрагменты (писал диплом, да и сейчас приходится). О первой части выскажу свои наблюдения.

Структура изложения истории изучения мифологии связана с магистральными направлениями исследований предмета. Мелетинский имеет замечательное качество: он не ограничивается перечислением и пересказом ("этот сказал так, а этот так, а третий сказал так, а потом наступила революция, и Ленин сказал так"). При изложении Мелетинский стремится дойти до сути концепции, оттачивает до совершенства формулировки; более того (хотя и этого уже много), Мелетинскому удаётся проследить последовательное движение научной мысли как в рамках той или иной школы (направления), так и между ними. Ему удаётся показать, как одна теория связана с другой, что в них общего и особенного, становится ясно, "что откуда растёт". Проделанная им работа производит потрясающее впечатление. Дух захватывает, когда представляю, сколько ему пришлось перечитать литературы (используя при этом добрый пяток европейских языков, ибо многое не было переведено, как и сейчас), сколько потребовалось осмыслить, организовать в голове и на бумаге. Очевидным и неизбежным следствием является высокий уровень обобщения и абстракции. Освоение обширного, разнонаправленного и сложного материала потребует некоторых (местами немалых) усилий со стороны читателя, но они того стоят.