Больше рецензий

FinnertyLeired

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2017 г. 16:37

1K

3 Кто родился у беременной от кота мопсихи?

Мысль о том, что же ты скажешь автору по прочтении,
стала донимать тебя уже на десятой странице книги,
к пятидесятой она стала навязчивой, ты возвращался
к ней после двух-трех прочитанных абзацев.

Валерий Залотуха «Свечка»



«Свечка», больше 1600 страниц…Очередной большой роман, в котором заложена большая мысль и который получил вторую премию «Большой книги». Разумеется, это должно быть великое русское произведение о великом русском человеке и великих русских ценностях. Именно такие характеристики можно прочитать в различных аннотациях к «Свечке» и в многочисленных отзывах известных и не очень критиков и просто читателей. А тем, кто-то захотел бы узнать, о чем же все-таки пойдет речь, предлагается фраза: «О том как один интеллигентный человек пошел защищать демократию», склоняющаяся на разные лады в устах уже ознакомившихся с данным трудом. Кстати, «Свечка» претендует, чтобы стать классикой, иначе зачем столько разговоров про то, что это та самая книга, о которой истосковался русский человек. Мне кажется, что классика – это книга на все времена и для любого возраста, а не только 18+. Представьте, пройдет несколько лет, и вместо Толстого, Достоевского и Шолохова, с произведениями которых активно знакомятся в 9-11 классах, будут читать:

Нет ничего слаще, чем ангела в попку отыметь… Отымеешь, и он уже не ангел… Бога я давно убил, теперь ангелов вокруг себя извожу…

И можно сколько угодно говорить, что книга совсем не про «орально, анально и, наконец, вагинально». Только тема эта красной линией проходит через оба тома: сначала появляются паяльники в заднем проходе, заботливо смазанные вазелином, потом сорок монахов, посаженные на кол, далее следует памятник Достоевскому, глядя на который автор и герой предполагают, что Федор Михайлович страдал геморроем, целая часть отведена ИТУ «Ветерок», где больше всего мы узнаем о жизни обиженных и где есть кот, который «всех опидарасит», а вишенка на торте – кульминация поединка Силы и Веры:

Словно вынырнул вдруг из огненного сердца земли раскаленный добела стальной штырь, пробил толстые доски помоста, прожег кумач и, вонзившись в зад Марата Марксэновича, стал стремительно продвигаться вверх, разрывая встречающиеся на пути внутренние органы, проскочил между легкими и сердцем, ворвался в шею и сквозь нее – в голову, в мозг, до самой теменной кости, где и остановился.

Судя по этому описанию, а также зная то, что у данного человека в момент поднятия гири было повышенной давления, можно заподозрить позвоночную грыжу с острой радикулопатией или инсульт по типу кровоизлияния. Но нет, это оказался любимый автором геморрой, от души описанный ярко и красочно и потребовавший аж 5 часов операции.
И даже свечки в романе упоминаются не только церковные, но и ректальные.

И все же почему роман назван "Свечкой"? Герой и, соответственно, автор подвергают сомнению, что этот маленький кусочек воска стал катализатором жизни Золоторотова, сбросив с него всю шелуху людей и событий. А кто решил, что Евгению Алексеевичу нужно было такое обновление? Чего ему не хватало в жизни, на которую он не жаловался? Бога, отца, новой жены? Зачем его необходимо было проводить через тюрьму за такое преступление да еще и по наговору? А может, писатель сравнивает своего Золоторотова со свечкой по принципу:

Человек – свечка Божья! И мы должны стоять перед Ним и гореть, пока в огарок не превратимся!


Все знал только Залотуха, поэтому вопросы жестоко разбиваются об авторский замысел "Я так решил".

Но почему-то при прочтении первой части мне подумалось, что вдруг Золоторотов не такой уж и светский святой. Ведь мы знаем только то, что он сам нам рассказывает. А может, он не договаривает или страдает раздвоением личности, и дальше объявят, что он и совершил преступление. В результате все так и оказалось. Нет, маньяком он не был. Но и простофилей тоже, и про жену Женьку правду знал, и про дочь, и про мать. И впору писать сочинение на тему "Почему автор не любит своего героя?". Не любит не потому, что отправил его на зону в отряд обиженных, лишив семьи, а потому, что создал его таким...никаким. Даже с негативным оттенком.

Тогда, может, это роман взросления? Ну и пусть герой начинает это путь с сорока лет, назвать его достигшим зрелости человеком, мужчиной, нельзя. Конечно, у него есть собственное мнение, работа и жена. Но чист он и наивен как ребенок до 3-х лет. Который не может попросить взрослую тетю снять шляпу в кинотеатре, а отправляет к ней свою пятилетнюю дочь. По идеи следующим предложением должно стать описание того, как трудности закаляют героя: к примеру, хлопец Игорек, староста тюремного храма повесился, а Золоторотов не сломался, выдюжил. И ближе же к концу книги он понимает, что белое может быть черным, а черное серым и дальше в таком же торжественном стиле. Хотя о чем это я? Что Золоторотов сам совершил за свою жизнь? С первой женой Женькой его свели и уложили в один спальный мешок, в зачатии своей дочери Алисы он участия не принимал (но немного воспитывал), любовница (платоническая, для души) у него появилась случайно, в тюрьме его первое время поддерживали деньги друга, вторая жена Галина сама его нашла, все Москву оббегала, да еще и брата привлекла, сбежал из заключения не сам, а почти по приказу конвоира, отец его сам узнал, а Золоторотов еще и отнекивался; о том, чтобы правда все же появилась на свет и тебя выпустили, позаботился незнакомый тебе человек. Повзрослел ли ты? Вряд ли. Все в твоей жизни происходит случайно и без твоего участия.

А может, это книга про маленького человека? Как у классиков. Просто в двух томах. На 1600 страницах. Но огромное полотно утомляет постоянным пережевыванием одних и тех же фактов. Жизнь Золоторотова на страницах оказывается трижды провернутым через мясорубку фаршем: в первой части автор дает слово тебе, в последней говорит уже от себя, а добивает эпилогом, в котором не забыл даже про мопсиху Машку-Жучку, про которую думали, что беременна от кота Чарли (между прочим интрига была не меньше, чем Дело главного героя):

А у собачки была ложная беременность, у них это часто бывает.

Удивляет принцип, по которому автор выбирал героев, чтобы завершить их жизнь на страницах романа, не дав читателю свободу размышления. Даже про икону рассказал. Но то ли я, то ли автор упустил судьбу Кристины Мамаевой-Гуляевой, той девочки из-за которой Золоторотов в тюрьму и попал...

Пожалуй, самой оригинальной и исключительной была часть про ИТУ «Ветерок», которую можно читать отдельно. Однако, мне все же непонятно, почему отношение к гомосексуалистам на зоне и за ее пределами разное? Например, на воле к обоим сразу, к активному, и пассивному партнеру, относятся либо с презрением, либо приветствуют и регистрируют их в браке на законных основаниях. В тюрьме же, пассивный – это опущенный, обиженный, петух, а активный – это молодец и орел. Нюанс нюансом, но в чем разница?

Вернемся к книге. Совсем уж фантасмогорично и чужеродно смотрятся вставки про негра-альбиноса, живущего на кладбище со стукнутым лошадью отцом, трансформацию о. Мартирия в св. Христофора, город уродов – Городище. А пикантности к скандалам, интригам и расследованиям добавляет то, что Золоторотов все же был крещен в детстве, а также обращение его матери – учительницы Твёрдохлебовой – к зеку с просьбой об осеменении ее, будто он был последним мужчиной на Земле.

Перемудрил автор, много событий, много людей, но не создается целостного впечатления и идеи.
Даже единой конструкции книги нет. Наверное, это удачный прием автора, а может, он просто сомневался, что же читателю по нраву: проза, поэзия, журналистские хроники или сказка, не понравилось одно, так может, другое зацепит?

О чем нам пытался сказать писатель – о Боге, о 90-х годах, о простом человеке, о том, что добро всегда побеждает? Ну не получилось обо всем и сразу. Компонентов много, а блюдо не вышло единым. Перечитывать не хочется, советовать тоже.

Прочитано в рамках Долгой прогулки - 2017, команда Суперлучшие друзья.