Больше рецензий

lessthanone50

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2017 г. 13:01

205

4

Почему-то идея полета на Северный полюс всегда казалась мне достаточно безумной. Но, по зрелом размышлении, она точно не безумнее прочих. Взять хотя бы очевидный способ достижения полюса по суше, когда никакой "суши" нет, а есть бесконечные просторы льда, с которыми, несмотря на их, казалось бы, непоколебимую двухметровую мощь, постоянно что-то происходит. Так что пролететь над полюсом - это вполне разумное решение. Полет занимает в разы меньше времени и, при всей своей сложности, не требует такого сверхчеловеческого напряжения сил, как поход. А что до опасности, то в Арктике все опасно. Неизвестно еще, что предпочтительнее: грохнуться на землю и враз разбиться насмерть или много месяцев терпеть мучения всех сортов без уверенности в том, что не зря. Кроме того, ко времени полетов того же Нобиле эпоха санных походов осталась в прошлом. Это уже было сделано. Нужны были новые достижения.

Пионером арктического воздухоплавания был швед Соломон Андре. В 1897 году он отправился на Северный полюс на воздушном шаре "Орел". Больше его никто не видел, и долгое время ничего не было известно о судьбе этой экспедиции. Только в 1930 году норвежское судно "Братваг" обнаружило следы лагеря Андре. Были найдены останки аэронавтов и дневник самого Андре, из которого стало известно, что им пришлось приземлиться и совершить переход во льдах. Выжить людям не удалось, хотя умерли они не от голода, потому что в лагере был запас продуктов.

Воздушный шар не годился. Тогда аэронавты обратили взор в сторону дирижаблей, которые имели обтекаемую форму, мотор и возможность обеспечить работу рулей управления и высоты. Через 10 лет после Андре достичь Северного полюса на дирижабле попытался американский журналист Вальтер Уэльман. Он проявил похвальное упорство, совершив аж три полета, но все безрезультатно. Дирижабли на тот момент еще не обладали достаточной скоростью и автономностью полета. После полетов Уэльмана арктическим воздухоплаванием заинтересовалась Германия. У них был граф Цеппелин и сконструированные им воздушные корабли. Однако началась Первая мировая, и стало не до того.

В покорении Арктики участвовали, разумеется, и самолеты. Первые полеты за полярным кругом совершил в 1914 году офицер русского флота Ян Нагурский. А в 1925 году попытку достичь Северного полюса на самолете предпринял знаменитый Руал Амундсен. Именно этим достижением он хотел завершить свою карьеру исследователя. Спонсором экспедиции выступил американец Элсуорт, а всего участников было шестеро на двух гидросамолетах "Дорнье-Валь". Экспедиция длилась 27 дней, но полюс достигнут не был.

Было еще множество попыток долететь до Северного полюса на самолете, но становилось ясно, что при существующем уровне самолетостроения это вряд ли возможно. Маленькие, несовершенные самолеты не могли взять достаточно горючего для длительного автономного полета. Прогресса в деле воздухоплавания помогла достичь война. Появились дирижабли, могущие действительно совершить беспосадочный перелет на полюс и обратно.

В 1925 году автор этой книги, итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, получил предложение от Амундсена организовать экспедицию. Нобиле с восторгом согласился, а спонсором вновь выступил Элсуорт (он тоже летел). Подготовка была связана с многочисленными трудностями, но, если вкратце, все удалось преодолеть, и итало-норвежская экспедиция на дирижабле "Норвегия" состоялась в 1926 году. Северный полюс был покорен!

В 1928 году Нобиле совершает еще один полет, на этот раз на дирижабле "Италия". Дело в том, что после первого полета Амундсен и Нобиле рассорились. Норвежский исследователь весьма пренебрежительно отозвался о роли Нобиле в экспедиции, и честолюбивый итальянец решил организовать собственную - сугубо итальянскую, с большой научной программной и под своим личным руководством. Дирижабль "Италия" достиг полюса в полночь с 23 на 24 мая, а в 10 часов утра 25 мая потерпел крушение в 100 км от северных берегов Северо-Восточной Земли. Девять человек и одна собака выпали на льдину, один погиб на месте, а еще шестеро улетели вместе с дирижаблем, который, потеряв вес, вновь поднялся в воздух. Ни этих шестерых, ни каких-либо обломков дирижабля так никогда и не нашли.

Девять человек во главе с Нобиле остались на льдине. Им невероятно, немыслимо повезло: на льдину выпал походный мешок с палаткой, продукты, пистолет и - самое главное! - маленькая радиостанция. Она спасла людям жизни. Сигнал SOS все-таки услышали, были организованы спасательные экспедиции в Италии, Норвегии, Швеции и Советском Союзе. Люди провели на льдине семь недель, трое попытались дойти до земли и пережили страшные испытания, но все-таки были спасены советским ледоколом "Красин". Все, за исключением шведа Мальмгрена, который был как раз в составе отчаянной тройки и погиб при странных обстоятельствах. В ходе спасательных работ погибло 9 человек, и это не считая экипажа дирижабля. Именно тогда мир потерял и Руала Амундсена. Узнав о катастрофе, он презрел прежние разногласия с Нобиле и организовал спасательный полет. Самолет Амундсена был перегружен и навсегда пропал в ледяных водах Баренцева моря. Умберто Нобиле же пришлось пережить большие испытания после своего спасения и возвращения в Италию, где вовсю царил фашистский режим. Но это уже другая история.

К моим любимым полярным сюжетам прибавился еще один - история дирижабля "Италия", история мужества, неуемного честолюбия, страсти, надежды, самопожертвования и эгоизма, беспрецедентной спасательной экспедиции и величайшей радости спасти человеческую жизнь.