Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

15 апреля 2017 г. 12:43

2K

5

Николай Васильевич был неизменно и томительно скрытным в своих произведениях. Порою задумываешься, о чем же он писал на самом деле и, перебирая в уме десятки различных теорий, ловишь себя на мысли, что едва ли приблизилась хоть на миг к понимаю загадки Гоголя. Данная повесть не исключение. «Портрет», наделенный значительной властью, многое таит в себе, но что-то из того, что он рассказал, я все же сумела уловить.

Основные темы повести- иллюзорность мира и наших желаний (сны во сне), определение истинного предназначения, обретение призвания и осознание подлинной силы и значимости искусства. Помимо этого, с точки зрения психологии раскрывается также и тема одержимости неким предметом, развиваемая Гоголем и в «Шинеле».

Главный герой "Портрета" - художник. Простой? Едва ли. Одна из основных мыслей по поводу Чарткого- он действительно одаренный человек, его талант реален, он был рожден чтобы сказать свое слово в искусстве и это раскрывает тему ответственности одаренных людей перед искусством, как неким божеством, светилом (которое, единственное, быть может, и оправдывает существование человечества). Но готов ли Чартков к исполнению своей миссии? Не продаст ли он свой талант за деньги и славу?

Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Деньги становятся для него (как и для многих) камнем преткновения и герой оказывается не в силах противостоять искушению. И тут мы подходим к самым главным элементам повести – таинственному портрету старика и не менее таинственным снам главного героя.

Портрет является и магическим предметом (тем самым, который наделен сверхъестественной силой), и предметом одержимости главного героя, и его же проклятием. Ждавший именно определенного хозяина, своего особенного обладателя и готовый служить ему, портрет словно бы наделен собственным разумом.

Описание портрета.

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон!» — и слова: «Досадно, черт побери!»

Далее рассмотрим тему «снов во сне». В «Портрете» Гоголь идет дальше многих и показывает читателю сразу три сна, которые, как матрешка, скрыты один в другом. Это открывает нам тему иллюзорности всего происходящего вокруг героя и реальности (мнимой или настоящей) его жизни. Реальности с точки зрения как обыденной (т.е. бодрствовал он или спал), так и точки зрения метафоры настоящего и декоративного (иллюзорного) искусства. Проснулся ли Чартков от своего сна? На мой взгляд, окончательно только в конце повести, когда портрет "указал" ему на его ошибки и одержимый завистью к подлинному искусству, герой принялся уничтожать настоящие шедевры. Его же собственная жизнь вся стала как бы сном, находясь под властью денег и одержимости славой, Чартков забыл и о себе и об искусстве, предал все и (в интеллектуальном и духовном смысле) так и продолжал спать. Это не просто поучительная история о том, что деньги и слава - не есть цена истинному искусству, это история о том, как наше восприятие реальности и ее определение, понимание подлинного бодрствования (интеллектуального и духовного) определяет многое в наших жизнях.

Трижды Гоголь заставляет Чарткова думать, что он уже проснулся в то время как герой все еще продолжает спать. Каждый из этих трех раз обнаруживая по тем или иным причинам иллюзорность происходящего (т.е. понимая, что он спит) Чартков снова «просыпается», на самом деле переходя на еще один уровень одного большого и бесконечного (как кажется) сна. Желания героя, его одержимость деньгами, его тщеславие, его амбиции кочуют с ним из сна в сон и в тот момент, когда герой уже окончательно проснулся, оказывается, что он впутался в опасную игру со своим собственным талантом и искусством и едва ли сам понимает насколько она серьезна. Это ли пробуждение? О чем Гоголь рассказал нам? Спим ли мы? Каждый из читающих эту рецензию, вероятно, сейчас без сомнений ответил себе, что не спит, но… откуда вы знаете?

Спасибо antonrai за вдохновение:)

Ветка комментариев

Все комментарии

Спасибо за посвящение - очень приятно! Рад, что уже в своих рецензиях уже и "Портрет" охватила. Ну, так-то мы, уже действительно "Портрет" обсудили, так что тему сна и яви я тут уже не буду затрагивать. А вот еще интересна тема совмещения ангельского и демонического начала в творчестве. По Гоголю высшее в искусстве как раз достигается при отходе от демонического и полного "подчинения" ангелическому. А я вот в этом мягко выражаясь не уверен.

Не удержавшись, в конце все-таки скажу, что в буквальном смысле все правы, понимая, что они не спят, читая эту рецензию:) А вот спят или не срят они "по жизни" - это вопрос посложнее.

+1 15.04.17
А вот еще интересна тема совмещения ангельского и демонического начала в творчестве. По Гоголю высшее в искусстве как раз достигается при отходе от демонического и полного "подчинения" ангелическому. А я вот в этом мягко выражаясь не уверен.

Как любопытно. А я вот придерживаюсь противоположного мнения:) Я же говорю, попробуй пойми, о чем он писал.

Не удержавшись, в конце все-таки скажу, что в буквальном смысле все правы, понимая, что они не спят, читая эту рецензию:) А вот спят или не срят они "по жизни" - это вопрос посложнее.

Когда писала так и подумала, что ты это отметишь, но тоже в свою очередь не удержалась:))

Спасибо тебе за очень интересное обсуждение этой темы иллюзий и реальности, снов и бодрствования. Это было познавательно для меня, думаю, что и для тебя (хоть в какой-то степени) тоже.

+1 15.04.17

Да не за что... А противоположного - то есть что именно демоническое начало доминирует в искусстве?

+1 15.04.17

Ну ты пишешь, что по Гоголю высшее в искусстве достигается при отходе от демонического, а на мой взгляд, именно по Гоголю высшее в искусстве и вообще во всем достигается как раз при максимальном приближении к демоническому. И я стою на этой версии твердо:)

+2 15.04.17

Да, по идее кому-кому, а Гоголю именно такая позиция и должна бы быть близка (приближение к демоническому), но в нем также живет явственное желание святости, а талант при этом у него действительно демонический. Вот и получается, что в том числе и в "Портрете" это противопоставление себя проявляет...

+1 15.04.17

А вот эти пояснения вносят ясность в ранее озвученную твою позицию. Про "явственное желание святости" у него я не стану комментировать, поскольку сама еще не определилась со своей оценкой по этому вопросу, а вот то что талант у него демонический- это несомненно:) Но то, что кто-то из читателей принимает за "желание святости" у Гоголя запросто могло быть чем-то иным. Это просто выглядит так, но что кроется в сути? Ответы частично в "Мертвых душах". А про "Портрет" у меня вообще есть одна ключевая теория, но я ее не оглашаю ни в рецензиях, ни в комментах, потому что слишком уж ею дорожу. Может быть, как нибудь у нас в философских обсуждениях зайдет речь о подобном, тогда я и "расколюсь", но не сейчас:))

+1 16.04.17

Обязательно дождусь, пока не расколешься. А то и сам расколю:)

+1 16.04.17

Ну вот когда я дождусь твоих откровений про Дориана, тогда и обсудим:)) Обещал же:)

+1 16.04.17

Все, отныне более ничего не обещаю:) А то только нарушать приходится... а как не обещаешь, то все само собой и делается:)

+1 16.04.17

Ладно, ты хоть выздоравливай теперь:)) А то не успел вернуться, а его уже задергали тут:)

+1 16.04.17

Да, уже почти, но еще не совсем:) Надо довыздороветь еще немного.

0 16.04.17