Больше рецензий

14 апреля 2017 г. 09:25

790

1 Рагнарёк курильщика

С трудом, истязая себя, дочитал эту книгу несколько дней назад. Тут же захотелось написать рецензию, но я решил дать себе пару дней, чтобы остыть. Вдруг и перехочется тратить еще больше своего времени на эту книгу. НЕ ПЕРЕХОТЕЛОСЬ. Поэтому пишу. Вдруг кто-то прочитает рецензию и это остановит его от знакомства и "Гибелью богов". Хотя кого вообще волнует мнение незнакомого человека из интернета?

Спойлеры будут. Но, право слово, в книге нет ни одного неожиданного сюжетного поворота.

Лет 14-12 назад, будучи школьником с большим количеством свободного времени, я с огромным удовольствием проглотил всю серию Перумова про некроманта Фесса. А это, на секундочку, 2 тома "Алмазный меч, Деревянный меч", 10 томов с названием "Что-нибудь мага" и еще то ли одна, то ли две книжки про героев, которые потом становятся действующими лицами в "Чем-нибудь мага".
Я тогда еще очень активно общался на различных форумах, посвященных фэнтези-литературе. И на всех этих форумах меня наперебой убеждали, что графомания про Фесса - это так, глупый мелодраматичный боевичок. А вот Хьервардский цикл, а особенно "Гибель богов" - это о-го-го литература. Найти бы сейчас тех, кто мне это писал, и дать им в морду. Вероятно, если бы мое знакомство с Перумовым началось не с цикла про Фесса ("Кольцо тьмы" в расчет не берем, я был совсем маленьким и на авторство внимания не обращал), а с "Гибели богов", то на ней бы оно и закончилось.
С чего бы начать рассказывать о том, что мне в книге не понравилось. Пока я об этом думаю - расскажу о том, что мне в ней приглянулось. Много времени это не займет. Перумов, бесспорно, хороший архитектор миров. Пожалуй, описание Хьерварда - это лучшее, что вообще есть в книге. Жаль, что придумав прекрасный мир Перумов не смог придумать хороший сюжет.
Хотя стоп, какой сюжет? Нет тут сюжета. Нет персонажей. Нет мотивации поступков тех, кого Перумов пытается выдать за персонажей. Нет даже внутренней логики повествования и игры по заранее описанным правилам.
Зато есть побоища с "сотнями и тысячами" противников. Есть Слова С Большой Буквы, Количество Которых На Станицу Текста Превышает Все Разумные Пределы. Есть рояли в кустах, в большинстве случаев оказывающиеся Орлангуром в кустах. Есть магия. Нет, не так. Есть МАГИЯ. Я не считал, но, кажется, если убрать все остальное, то описание того, как герои кастуют заклинания и описания последствий их применения займут не меньше трети произведения. Потому что зачем придумывать интересную историю, если можно в очередной раз написать про то, как отрицательный персонаж насылает на Хедина невероятно могущественное колдунство, но Хедин по счастливой случайности знает, как от него отбиться и из последних сил использует только ему известный контрприем. Ну или его спасает неожиданно выпавший Орлангур из кустов. Rinse and repeat через 10-15 страниц.
Кстати, о положительных и отрицательных героях. Хьервард описан миром, в котором сосуществуют несколько высших сил. Творец, его дети Молодые Боги и их ученики Истинные Маги с одной стороны. Загадочные Дальние Силы с другой стороны. Еще более загадочные Древние Силы с третьей стороны. И два Столпа Третьей Силы (да, мне самому уже смешно зажимать клавишу Shift через слово) Орлангур и Демогоргон - с четвертой.
Главные герои - мятежный Истинный Маг Хедин и его ученик тан Хаген затевают войну с Молодыми Богами и другими Истинными Магами. Почему затевают? Потому что Хедина за его прошлые прегрешения на тысячу лет сослали бродить по бренному Хьерварду, лишив большей части магической силы, а он, вместо того, чтобы хорошенько подумать над своим поведением и сделать выводы, как обиженка все тысячу лет лелеял планы по низвержению Истинных Магов и Молодых Богов. Ну, то есть, психика не взрослого человека, а десятилетнего школьника, которому заслуженно поставили двойку, а он пошел не домашнее задание делать, а писать на стене школы "Марьиванна - дура".
Хаген же - ученик Хедина, которого ему разрешили взять после тысячи лет изгнания. Хаген - он не персонаж. Он даже не персонаж-функция. Он исключительно проводник воли Хедина. Куда ему Учитель скажет идти и что делать - он туда пойдет и это сделает. Его единственное самостоятельное действие за всю книгу - женитьба. Описанная тремя абзацами в воспоминаниях Хедина. Жена Хагена, кстати, появляется в книге аж четыре раза и имеет три строчки диалогов. А еще у Хагена есть сын. Который не то, что не появляется вообще, но даже не имеет имени. Про свою жену Хаген вспоминает исключительно когда она появляется на сцене. А знает ли он о существовании сына – большой вопрос. Три раза в течение повествования Хаген начинает ставить под сомнение действия и приказы своего Учителя... И каждый раз оказывается, что это враги пытаются наложить на него заклинание, заставляющее усомниться в Хедине. К счастью, заклятие тут же снимается и Хаген снова превращается в робота.
И вот этим двоим "персонажам" мне предлагают сопереживать. Так они скорее подходят на роль отрицательных персонажей чем те, кого автор выводит отрицательными. Ах да, моральный релятивизм и оттенки серого, прямо как Перумов любит.
Почему Молодые Боги и Истинные Маги плохие? Да ни почему. Ответа на вопрос книга не дает. Просто у Хедина на них персональная обида, а Хаген не умеет думать своей головой. Хрофт - Древний Бог и еще один обладатель психики обиженного десятилетнего школьника, потому что Молодые Боги разбили рати Древних Богов и сместили их в чертогах Обетованного, говорит, что с Молодыми Богами мир стал спокоен кладбище. Но, во-первых, нам еще в начале книги описывают, что войны и стычки продолжаются до сих пор (не говоря про Бога Горы, которому регулярно совершаются кровавые человеческие жертвоприношения), а, во-вторых, чем плох мир, в котором нет войны? Для старого бога, который обижен на много тысяч лет дольше, чем Хедин, наверное, плох.
Но тут в войнушку Хедина с Молодыми Богами включаются и Дальние Силы. Кто они? Что из себя представляют? Чего хотят? Перумов решил, что нам этого знать не надо. Особенно нелепо это выглядит на фоне того, что второстепенной сюжетной линией идет противостояние Дальних Сил и Сигирлинн - одной из Истинных Магов и бывшей возлюбленной Хедина. В начале книги целая глава посвящена сражению ученицы Сигирлинн с Дальними Силами. Потом Дальние Силы, разнообразия ради подменив Орлангура в роли рояля из кустов, спасают Хедина от Сигирлинн, неожиданно похитив ее прямо во время их схватки. Потом Сигирлинн с промытыми мозгами сама выступает на стороне Дальних Сил в бою с Хагеном. А затем Дальние Силы, закорешившись с эльфами, нападают на цитадель Хагена. А мы так и не знаем, что это за Дальние Силы и чего они хотят. Зато эпичных баталий за счет них прибавляется.
Орлангур - отдельная тема. Орлангур позиционирует себя как проводник воли Упорядоченного, то есть, всей вселенной Перумова во всем многообразии миров в ней существующих. И, в общем-то, мне очень близка и нравится идея того, что у мироздания есть своя воля, и оно может вмешиваться в ход вещей. Вот только... Упорядоченное мыслит даже не как десятилетний ребенок, а как младенец, который едва начал познавать мир. И когда Хедин спрашивает Орлангура, почему Упорядоченное помогает ему свергнуть Молодых Богов, Орлангур отвечает "потому что". Даже не "потому что гладиолус", а просто "потому что". Потому что Упорядоченному перестали нравиться Молодые Боги. О-БАЛ-ДЕН-НО.
Молодые Боги, теоретически обладающие безграничной силой, ничего не делают с тем, что Хедин пытается их свергнуть. Тринадцать Истинных Магов не могут победить горстку мятежников. Мерлин, глава текущего Поколения Истинных Магов, и, по словам самого Хедина, самый опасный после Молодых Богов противник, не может справиться с обычным смертным Хагеном (да и вообще весь штурм Хагеном твердыни Мерлина - одна не смешная комедия). Получается, "наши" побеждают исключительно за счет вопиющей некомпетентности своих противников, подыгрывающего им Перумова и регулярно выпадающего из кустов Орлангура.
Правила игры, которые Перумов вводит, нарушаются им же с завидной регулярностью. Истинный Маг не может своими руками или заклинанием лишить жизни смертного? Мерлин и остальные Маги не стесняются бабахать по цитадели Хагена заклинаниями массового поражения. Хедин говорит, что создав живое существо он преступил один из величайших запретов? А замок Мерлина охраняют тысячи таких существ. Истинный Маг бессмертен и не умрет даже если его сжечь? Сигирлинн умирает после того, как ее сжигают. Про простые ляпы типа бега вверх по отвесной скале и несколько раз за одну битву меняющего доспех Хагена я даже не говорю.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? А мы имеем размазанное на 600+ страниц повествование, 2/3 которого приходятся на описание событий нескольких дней. Одно грандиозное побоище перетекает в другое. Хедин несколько страниц составляет заклинание и падает на землю без сил, чтобы через несколько страниц сотворить еще одно многостраничное заклинание, требующее приложения всех его магических способностей. Хаген раз за разом встречается с противниками во много раз превосходящими его, но неизменно выходит из боя целым и невредимым, потому что у него есть волшебный меч, пробивающий что угодно и волшебный диск, выкашивающая противников отрядами и пробивающий то, что не может пробить меч. Противники тупят и не делают ничего, чтобы помешать «нашим» победить. В безвыходной ситуации появляются Орлангур/Дальние силы/Перумов и она сразу разрешается самым нелепым образом (смотри главу про бой с бесконечными полчищами муравьев на Авалоне, которые просто внезапно исчезают, когда армии Хагена грозит неминуемая гибель). Почти никаких негативных последствий для героев их действия не имеют, а те, что все-таки наступают, отменяются всемогущим Хедином в самом конце.
Толкиен в тот же объем уместил 2/3 «Властелина колец», а Перумов написал про то, как герои кастуют заклинания и машут оружием. И про эту книгу говорят, что она – лучшее творение Перумова. Если бы я не знал про цикл о Фессе, то после такого «лучшего творения» я бы решил, что в отечественной фэнтези все ОЧЕНЬ плохо. Впрочем, там действительно все очень плохо, но уж не прямо ОЧЕНЬ и вообще это тема для другого разговора.

Комментарии


Вашу рецензию было читать в разы интереснее, чем саму книгу. Подпишусь под каждым Вашим словом.