Больше рецензий

1 апреля 2017 г. 06:31

1K

5

Склонится толпа,
лебезяща,
суетна.
Даже не узнаете -
я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.

Каждая курсистка,
прежде чем лечь,
она
не забудет над стихами моими замлеть.
"Дешевая распродажа"
В. Маяковский

Нелепая любовь моя к Маяковскому - история давняя и безнадежная. Выражалась она по разному: чудовищные подростковые подражательные стихи, футболка с портретом и надписью "I love dead man", беззастенчиво заимствованная лексика и внезапные слёзы над балладой о советском паспорте. Впоследствии подсчет по головам ближайшего мужского окружения показал неутешительную статистику - большую часть объяснимым образом составляют, как на подбор, габаритные брутальные неврастеники не без способностей, сконструированные по схеме "снаружи бункер, внутри детская".
А теперь настала пора признаться, и в первую очередь самой себе, что Быкова я тайком люблю тоже. Стараюсь не говорить об этом громко, но читаю, слушаю и смотрю (подворовываю, чего уж) практически всё, если успеваю за ним угнаться (что невыполнимо). И это худо-бедно объясняет, почему другая часть статистической таблицы - книжные мальчики неспортивного телосложения, записные остроумцы, как дельфины резвящиеся в мутных водах всякой словесности. Надо ли говорить, что гражданам этим в одном помещении лучше не находиться? И всё ли ясно с курсисткой? Тогда проехали..

Крупный и востребованный Быков написал о большом и ненужном Маяковском книгу, которая не только не пошатнула моих представлений о прекрасном, но и вызвала чувство близкое к эйфории. Маяковский, ведь правда, весь, как на ладони - каждый шаг, движение, слово задокументированы документалистами, занесены куда надо мемуаристами и зафиксированы прочнейшими фиксаторами. Если кому и нужна еще одна биография родился-трудился-застрелился, то этот человек - не я. А вот это многоголосое и многолюдное представление на скрипучих подмостках, ежеминутно грозящих провалиться в тартарары и адище - другое же совсем дело!
Главного героя играть нет нужды, выстрел прогремел в первом акте, с телом попрощались. А дальше образ умирающего и воскресающего бога принимаются лепить статисты, герои-любовники, инженю, злодеи, девы-в-беде, роковые женщины, комики и резонеры. Роли розданы. Напыщенный Северянин, нежный фигляр Бурлюк, чуть заискивающий Чуковский, невыносимая Лиля и прекрасный Ося, блаженный Хлебников, тяжеловесно-легкомысленный Луначарский, верный антагонист Есенин, Горький - патетический как симфония, и Ходасевич - желчный как Прилепин. И все эти женщины - бросившие, брошенные и выбросившиеся из окна. И другие - вечно зарёванные Наташи, которым надёжнее читать чужие стихи на мягких диванах. Глухая Боль, коварная Неуверенность, нечеловеческий Талант, неуправляемые Гиперболы. Революция и Мелкие склоки. И пасмурная Элли Джонс. И ветреная Полонская. И Ленин - такой молодой. И за всеми пойди уследи. Быков режиссирует, дирижирует, суфлирует, прослеживает неочевидные связи, демонстрирует двойное дно событий, договаривает реплики, ставит свет и декорации, забегает вперед, устраивает прогон за прогоном, пока весь этот сумбур и какофония не начинают звучать в унисон, а Маяковский снова становится видимым, осязаемым и пугающе живым. Рост - 189. Вес - 90. Колоссальная работа. Браво!

Можно ли заподозрить, что Маяковский - авторская проекция, гигантская голограмма? Можно, но не нужно. Быков порой увлекается хронологическим нигилизмом, любит представить, что было бы, если, а не. Так вот, если бы Владимир Владимирович был нашим современником, он вряд ли бы стал отвечать взаимностью, скажем, мне или брататься, допустим, с Дмитрий Львовичем. Но и маузер достать было бы проблематично. А живой - и прекрасно. Надолго ли?

Вопрос о том, насколько искренен автор, вообще к литературе отношения не имеет.

Комментарии


Я так боюсь читать эту книгу, потому что очень люблю Маяковского и очень скептически отношусь ко всеобщему поиску глубинного смысла у Быкова. Но, пожалуй, почерю вам и все же прочту)


Если Быков, например, сильно раздражает, то, может, и не стоит. Его там много. Но Маяковскому он не навредил - никакими невиданными смыслами не обременил


Меня-то Быков как раз и не раздражает. С удовольствием слушаю его лекции. Просто у него много такого, что кажется редкостной отсебятиной, не подкрепленной какими-то научными исследованиями. Т.е., возможно, конечно, что под его словами лежит долгий и кропотливый труд, но, подаваемый формат этого не показывает, а вопросов порождает много. Но о Маяковском мною прочитано уже очень много, и от лица современников написанного, в том числе, поэтому читать Быкова с его на все особым мнением как-то боязно, хотя книга эта лежит))


Попробуйте! Кроме прочего, книга хороша именно обилием живой речи современников. О том, что она комментируется и интерпретируется, все предупреждены заранее именем автора на обложке Что касается отсебятины: жест рука-лицо у меня вызвала только фантазия про Че Гевару, но это ожидаемо.

Вы пишете всегда нетривиально и по существу. Мне было бы интересно узнать ваше мнение. Даже (и особенно) если наши оценки не совпадут. Собственную необъективность я, по-моему, довольно жирно подчеркнула


Спасибо, очень лестно. Я сейчас пишу научную статью по нарратологии для конференции, поэтому на научпоп и нонфикш не по теме пока не отвлекаюсь (т.к. много учебной приходится изучать), но на следующих выходных обязательно за нее возьмусь. Спасибо за совет!


Мне так понравилась ваша рецензия! Это как кинуть беглый взгляд на книгу и вспомнить о том, что зацепило. Очень сочно описали, и именно так, как есть в этой пьесе.

Спасибо, я рада, что текст так воспринимается, несмотря на лирические отступления