Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2017 г. 18:55

644

4.5

Возраст обычного человека исчисляется годами,
возраст гения — веками и тысячелетиями (c).

Кто такие гении? Ими рождаются или становятся? Как не пропустить их в толпе, скажем студентов, или вдруг ваш младенец новый Моцарт? Как они думают? Как живут гении? Они богатеи или из простого народа? Они вообще из нашего мира? Ох, список вопросов относительно гениев и гениальности можно продолжать долго. Мне кажется, каждый третий психолог хоть раз рефлексировал на эту тему. В мозгах обывателей ведь не всегда интересно ковыряться, а загадочные талантливые умы привлекают куда больше. Быть может, каждый пятый психолог втайне мечтает вывести формулу гениальности. Скажем, смешайте 1/5 родительской любви + 2/3 научных знаний + 1/2 божественного + 2/5 удачи. Но от каких отправных точек брать эти части, от каких ориентиров все отмерять? В этом-то и загвоздка. И никто так до конца и не разобрался, почему гении такие какие есть, что на них повлияло, что развило их уже "врожденные" или приобретенные таланты? Да и вообще, что определяет само понятий "гений" - способность за минуту решать трехэтжные интегральные уравнения если такие существуют, не сочтите за хамство или с зашкаливающим уровнем того самого IQ, или способные в секунду генерировать новые идеи и придумывать полезные инструменты для человечества? Поистине сложные вопросы.

Не буду лукавить и говорить, что меня многие годы мучает вопрос гениальности, что я изучаю всю литературу о гениальности и биографии талантов. Совершенно нет, мне как-то фиолетово. Книга попалась по заданию, и из череды возможных вариантов глаз лег на нее. К тому же, мелкое поколение растет, и я подумала "а вдруг?" и любопытство взяло вверх.

Скажу, что с первых страниц книга располагает к себе: текстом, формой изложения. А что - это не заунывные "мозговые" разборы, с многочисленными терминами, понятиями, наоборот, это весьма познавательные путевые заметки, наполненные "живым" и простым языком. Но для начала, было бы неплохо познакомиться со своим гидом по странам и эпохам, а он весьма обворожительный человек и замечательный рассказчик, этот ваш Эрик Вейнер. И с шилом там, где надо, прихватив чемоданчик, с легкими мыслями и открытый к новым знаниям, он отправляется по великим городам, по золотым городам, там, где в каждое свое время жили те самые творческие люди, гении, создатели, вершители идей, творений и технологий. Восемь контрольных пунктов, семь городов-победителей в рейтинге "гениальности" - начиная с истоков древних цивилизаций в солнечных Афинах, продолжая разбором восточной философии в Ханчжоу, углубляясь в итальянские страсти во Флоренции, затуманивая взор пеленой дождя в Эдинбурге, задыхаясь пылью и шумом Калькутты, попивая эспрессо в Вене и разбираясь в технологичных идеях в Кремниевой долине, Вейнер ищет ответ на вопрос(ы) - определяет ли география, географические особенности, появление гениев в этих конкретных местах? И как вы можете догадаться, автору предстоит не хило потрудиться, чтобы объединить гениальные особенности городов. Рассказывать о приключениях Вейнера в каждом городе - это как раскрыть вам все карты сразу. А мне бы хотелось, чтобы вы сами взяли индивидуальный тур, и лучше прочувствовали атмосферу и книги, и городов.

Что вам стоит знать сейчас?

Что же, на этот вопрос я могу найти ответ. Вейнер раскрывает дух каждого города, проводит вас по значимым и замечательным местам, и он всегда в компании, в компании местных. Будь то писатель, или современный философ, автор нашей книги всегда пытается найти ответы на вопрос не только основываясь на своих чувствах и ощущениях, но и завлекая в этот диалог местный колорит.

Что еще вы найдете?
Биографии или скажем истории жизни великих и гениальных: от Сократа и Фукидида, через династию Сун и творца Шэнь Ко (это, кстати, чуть ли не китайский Леонардо да Винчи), сквозь Микеланджело и его покровителя Лоренцо Медичи, до Дэвида Юма и Геттона Джеймса (и пусть сейчас, они быть может незнакомы вам, но потом вы станете их ценить). Но это лишь полкниги, ведь вы сможете открыть для себя калькуттских гениев, среди которых лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор, а уж венские творцы совсем не нуждаются в особенном представлении, ведь это и Моцарт, и Бетховен, и Фрейд, и да будут известны вам пара умельцев из Кремниевой долины (Джобс, Цукерберг ну и т.д.). Факты преподносятся в повествовательной манере, и от того читаются и воспринимаются легко, будто городской житель рассказывает вам об одном из своих знакомых. Еще раз повторюсь, язык изложения материала очень понятный, как в разговоре между приятелями, и при этом содержание не уступает, оно полное, интересное и читается с неподдельным интересом это в долгой прогулке-то, хаха Но что самое интересное в личностях гениев? То, что они почему-то рождались в нужных местах пачками - где был один, непременно появлялся другой, они могли дружить или быть заклятыми врагами, их могли разделять года и взгляды, но территория их объединяла. К тому же, любили эти творческие личности собираться в клубах, болтать, обсуждать, ругаться и потом выдавать идеи, находить вдохновение и творить! Все же интересный они народ! Почему им нужны были эти встречи? Да потому что гении те еще синтезеры, из ряда нелепых брошенных фраз, возможно даже из разных областей, они могли родить что-то новое.

Что сказать, сколько их предстало перед историей в золотой век, в Возрождение, в эпоху Просвещения или Бенгальского Возрождения, и все многообразие так красиво выражается одной строчкой автора:

ароматов гения существует не меньше, чем оттенков счастья или мороженого

Думаете автор бьется только на одним вопросом - откуда растут "ноги" гениев?
И вы глубоко ошибетесь! Попутно своему основному вопросу, в сознании автор собирает обобщенный образ, что вообще есть гениальность, что стимулирует работу гения, имеет ли какое-то значение творческая обстановка, специально созданная, или же все происходит по воле случая, важны ли деньги и многое другое. Скажу вам так, проведенный анализ (или исследование, или даже не знаю как правильнее будет назвать процесс подобного путешествия) сложится для вас, как пазл, и вы найдете ответы на вопросы. И это будет не гениальное озарение, к сожалению или счастью, нет. Просто автор настолько раскладывает информацию по полочкам, что сложно пропустить постулаты. Здесь бы я поболтала с вами. Вейнер в некоторой степени определяет еще в первой главе каноны: внешнее окружение гения, конкуренция, хаос и неритмичность, внешний факторы (алкоголь, еда, деньги), поддержка учителей или меценатов и печали гениев и воля случая. Неоднократно ученым подчеркивается, что гений неразрывно связан с каким-то хаосом и беспорядком, что и выражается в цитате:

...рай противопоказан гениям. Он расслабляет и расхолаживает, а творческий гений выковывается через поиск решений в трудных ситуациях. Рай - это совершенство...не требует действий

Автор не отделяет творчество от космогонии или так сказать, религиозной составляющей. В каждую эпоху религия (или религиозная философия), несомненно, играли свою роль. Религиозные представления были точкой опоры и влияния, ведь в одной религии все было создано кем-то, в другой - из ничего, а третья опирается на то, что все было создано и будет создано, и остается лишь выхватывать творческие идеи в нужное время, а последняя говорит о том, что нельзя отступать от традиций и следовать (слушать) авторитетам. Время и место, совпадения и воля случая - это тоже постоянные спутники гениев. Ведь все они родились в том месте и в то время, когда были необходимы и в том обществе, для которого были необходимы. Не волей ли случая стоит назвать как Лоренцо Медичи случайно встретил мальчика и статуя которого так покорила его сердце, что он взял его под свое крыло. И не было бы тогда великого Микеланджело, пропал бы. И здесь можно перейти к вопросу о том, как для гениев важен наставник, учитель, союзник, соратник, меценат - называйте как хотите, но идея одна - все гениальное происходит из обучения и учения. И не столько просиживанием за партами или студенческими скамьями, а сколько многочасовыми трудами в мастерских (если ты художник или скульптор), в философских прогулках, диалогах или споров (если ты мыслитель), за инструментом (если ты - Бетховен) или в своем любимом кресле напротив кушетки (если ты - Фрейд). Поддержка - вот один из фундаментальных блоков гения, как понятия - это и моральная поддержка друга, бесконечные часы разговоров с собратьями по делу, это и финансовая составляющая, ведь именно меценатство взрастило многих. А что, Моцарт, к примеру, строчил свои произведения исключительно на заказ, за деньги то бишь. Человеку семью кормить надо было, гений ты или нет, а кушать и вольготно жить хочется. Поэтому в моей голове подразвеялся миф о голодном художнике. Но самая главная поддержка - это поддержка общества в целом. Гений становится таковым, как только его признает общество. Ну и самое главное отличие гения в чем? Да-да, именно в нем - знаке вопроса, точнее в образе мысли - задавать вопросы там, где что-то "не сходится", искать ответы на решение проблемы и вуаля - быть может создавать новые отрасли знаний. Так, к примеру и произошло с Геттоном Джеймсом - бродил он по горам, смотрел, высматривал и постоянно находил какие-то нестыковки в камнях да породах, а в результате своих ответов породил "геологию". Вообще, поначалу мне казалось, что гении - люди вне общества, в своих мирах. Может оно так и было, где-то в глубинах их душ, а по сути - были и есть они зависимы от окружающей среды, политики, обстановки и должны выдавать то, что необходимо обществу именно сейчас. Чем, в свою очередь, и объясняется привлекательность Кремниевой долины - нам нужны технологии, приложения, услуги, но так мы далеко отходим от музыкальных, философских или книжных гениев. Музыка штампуется, а через месяц ты и исполнителя не вспомнишь, книги штампуются - все лишь бы люд развлечь, глубина встречается редко, все поверхностное, быть может потому что и мы с вами стали такими...как знать.

И подытоживая, мне почему-то и не хочется, чтобы мой ребенок был гением, чтобы на него вешали ярлыки, и специально переезжать в места скоплений гениального уж точного не станем. Не станем мы впихивать в полугодовалового младенца все подряд, чтобы каждая минутка была занята, нет - пусть валяется и кувыркается, дует пузыри и что-то лопочет, главное - это счастье и любовь, а до всего остального - дорастет. Почему я так думаю, да потому что большинство гениев показались мне обделенными любовью и заботой. Вот несчастья и отстраненность и порождает амбиции. Но мне - пусть ребенок будет счастлив и весел, а уж интегралы решать научиться в свое время. Ведь всему - свое время и место!

ПС. Читайте, просвещайтесь, находите в себе гения, а Вейнер вам поможет, ведь в его путеводители по миру гениев вы отыщите и исторические материалы, и интервью с интересными людьми (современниками), и как я говорила уже - немного биографии личностей, а еще он проведет вас по значимым местам, по кабинетам гениев, по их домам и любимым местам прогулок. Путешествуйте, господа, это полезно!

Долгая прогулка-2017. Команда "Анонимные тюлени (март, основное).

Комментарии


переезжать в места скоплений гениального уж точного не станем.

:) Где гений, там и место гению! Хотя древнегреческие философы могли только в древней Греции обитать... Правда, тогда она еще не была Древней Грецией... В общем, что-то тут не сходится:)


Будем считать, что они жили просто в Греции и не думали, что их будут относить к "древним" :) А так, думаю, если в современные реалии Греция вдохновляет, природой, то в былые тем более )) Без техногенного вмешательства :)


Даже и не в Греции, а в Элладе:)


смешайте 1/5 родительской любви + 2/3 научных знаний + 1/2 божественного + 2/5 удачи

...и получите 176,6(6)% :)) такого у нас ещё не было, только до 146% доходило.

В общем, что-то тут не сходится:)

Мвахаха :) Ну я же абсрааактно это ;)


скобочкиииии (как писал один тутошний пользователь)


Скобочки приняты, ахах :-P


ура! :)