Больше рецензий
24 марта 2017 г. 12:58
2K
4.5 О разумном, добром, вечном...не в этой книге и не в этот раз.
РецензияНа вопрос о том, кто такой есть Славой Жижек, Википедия отвечает: "Славо́й Жи́жек (словен. Slavoj Žižek, р. 21 марта 1949, Любляна, СФРЮ) — словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка". ФРЕЙДО. МАРКСИСТСКОГО. ТОЛКА. КАРЛ?! Когда я об этом услышала впервые, мягко скажем, почувствовала, как у меня растекаются мозги... Но когда познакомилась с одной из работ Жижека поближе, поняла, что он гений. Фриковатый такой, но гений.
Ключевая идея книги: насилие сопровождает нашу жизнь ежедневно, ежечасно, а мы этого даже не замечаем, потому что это стало для нас нормой. Жижек рассматривает три вида насилия: системное, субъективное и символическое. Самое простое и знакомое каждому из нас - субъективное насилие, которое имеет вполне конкретного "автора" и заключается в том, что действия субъекта насилия яростно вырываются из рамок допустимого поведения. Однако это только вершина айсберга. Символическое насилие не так очевидно, но при желании вполне заметно вооруженным глазом: это насилие языка, насилие идеологическое и насилие онтологическое. В общем, любое посягновение одного человека на мировоззрение другого с целью разрушить то, во что второй верит и убедить его в том, во что верит первый. Иными словами - это борьба интерпретаций, смыслов и дискурсов ( ̶п̶р̶о̶в̶а̶л̶и̶с̶ь̶ ̶о̶н̶и̶ ̶с̶к̶в̶о̶з̶ь̶ ̶з̶е̶м̶л̶ю̶). Есть третий тип насилия, который обеспечивает существование первых двух - это систематическое насилие. Распознать систематическое (или объективное) насилие не так-то просто, потому что оно является элементом повседневности и воспринимается как нормальное состояние вещей, таковым не являясь. Основная проблема в том, что системное насилие не подразумевает наличия субъекта, оно анонимно и обусловлено работой капиталистического механизма, ключевыми акторами которого являются так называемые "либеральные коммунисты" - господа, которые, являясь двигателями капиталистической машины, одновременно осуществляют миллионы благотворительных акций в поддержку тех, кто в этом нуждается. Эдакие армянские комсомольцы: создают себе препятствия и мужественно их преодолевают. Главное, выглядят при этом благодетелями. Удобно, нечего сказать.
В книге есть еще множество мелких интересных деталей, но их я спойлерить не буду, дабы сохранилась хоть какая-то интрига. В целом, работа "О насилии" хороша: легко читается, быстро усваивается, а главное, хорошо запоминается. Приятный бонус от автора - пестрота примеров из различных кинофильмов, к которым Жижек питает слабость. Даже учитывая, что я не особо перевариваю философию, т.к. еще интеллектуально не доросла до такой литературы, мне очень понравилось, ибо такая грубость, такой эпатаж и такой сарказм очень будоражат читательское восприятие.
Единственное, что несколько оттолкнуло - отсутствие вариантов решения обозначенных в тексте проблем. Да, насилие стало для нас нормой. Да, мы его почти не замечаем, потому что для этого надо думать, а человеку некогда, ибо он занят решением сиюминутных задач. Да, система настроена на эксплуатацию одних и обогащение других. А делать-то что? Как с этим бороться? Или хотя бы как этого избежать? Похоже, ни один специалист в области гуманитарных и социальных наук не считает нужным предлагать какие-то стратегии, считая достаточным вскрыть общественные язвы и оставить их гнить в окружении беспомощных зрителей... Грустно.