Больше рецензий
21 марта 2017 г. 21:16
380
4.5
РецензияПрежде всего, скажу несколько слов о содержании и потом о форме произведения.
Это, без сомнения, умное, оригинальное творение. Пожалуй, как одну из основных идей можно выделить – влияние родителей (поколения старого) на детей (новое поколение, будущее человечества), их подчас бессознательные попытки перестроить детей под себя, сделать из них то, что знают и видят они, а видят они только себя, «искалечить их по образу своему и подобию». И в результате забивают тот живой родник, что бьет в их душах, иссушают те озера мудрости, с которой они пришли в этот мир. Главный герой, профессор Нурланн, первый стал догадываться об этом: «Всю жизнь мы только тем и занимались, что превращали их в таких, как мы. А теперь они отказываются превращаться, и мы стали их убивать».
А дети? «Не хотят они подражать вам. Не хотят они вырасти пьяницами и развратниками, скучными обывателями, рабами, конформистами, не хотят они, чтобы из них сделали преступников против Человечества, не хотят ваших семей и вашего государства». Дети не хотят и того общества, в котором живут их родители – общества, в котором властвуют «избранные»: встрепанные, злобные и тупые, лихоимцы, стяжатели. Презрительно авторы называют их «слуги народа», «отцы города», а затем более откровенно – «гной». Дети отрекаются от родителей и их общества и уходят строить новый мир.
«Туча» здесь – лишь образ будущего, смутный, страшный для людей настоящего. Только дети и некоторые думающие и прогрессивные взрослые смогли заглянуть сквозь тучу и увидеть за ней «прекрасное далёко».
«Туча» оставила какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, это – сильно, достаточно сильно. С другой, как и многое у поздних Стругацких, произведение – мрачно и уже не так оптимистично, тогда как раннее творчество любимых писателей радует именно оптимистичными сюжетами, симпатичными прекрасными душой и характером героями, какой-то добротой, словно основой сюжета становящейся.
Ну и теперь пара слов о форме: это сценарий, переработанный из повести. И, естественно, отличается чертами, присущими этой форме. Он написан в настоящем времени, он очень концентричен, компактен и насыщен действиями – удобен для экранизации.
А мне осталось сравнить его с оригиналом – «Гадкими лебедями».