Больше рецензий

Hellga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 ноября 2010 г. 23:36

44

3

Каждый раз, переворачивая последнюю страницу книги, я впадаю в легкий ступор. Нет, я не тормоз:)
Все дело в том, что мысли, посещавшие мою головешку во время чтения, все ироничные хмыкания и веселые смешки куда-то уходят.
Страница-последняя и скоро я дочитаю. И вот текст закончился. Все мои улыбки в прошлом. И улыбаться я теперь буду только вспоминая прочитанное. Но не читая. И от этого становится немного грустно. Ведь за то время, что я провела с книгой, я успела привыкнуть к ней.
Дочитывая Пеннака я улыбалась. Улыбалась тому, как он преподносит сам процесс чтения. От и до. От момента выбора книги до того, когда в голове у читателя начинает "перевариваться" текст, мысли, образы и идеи автора.
Многое из написанного Пеннаком мне откровенно импонирует: его рассуждения о "возрасте" книги и потенциальных ее читателях; то, как он рассуждает об "избранности" чтения и приверженности к таинствам книги; то, как он видит эволюцию читательского вкуса; его своеобразный "билль о правах читателя". Теперь я, пролистывая столь "любимые" мною описания листов русской березы, могу сказать, что "право имею" :)
Все это преподносится Пеннаком мягко и естественно, без осуждений, комментариев и нравоучений. Думается мне, в этом и кроется его педагогическое обаяние. Он дает право выбора. А что может быть лучше свободы?)
Я, как и многие до меня, часто задаю себе вопрос - как можно НЕ любить читать? Как можно не желать открыть книгу, "нырнуть" в нее, пожить в ней некоторое время? Как можно отказать себе в удовольствии узнать кто же убийца/долетят ли наши до очередной далекой звезды/ чем закончится пребывание очередного нашего современника в стилизованном мире и прочая?
Оказывается, не только МОЖНО, но и НУЖНО. Насиловать самое себя, чтобы кто-то где-то поставил галочку "прочитанно"? Помните фразу: "Шурик, это не наш метод!" ? Вот-вот, это точно не наш метод! :) А какой же тогда наш?
Автор предлагает вспомнить, что в детстве все любили читать. Ведь в этом был какой-то акт волшебства!:) Трогательный пример Пеннака со словом "мама" - лучшая тому иллюстрация. И вот он - главный вопрос автора.
Как помочь полюбить книги вновь?
Пеннак перечисляет многие педагогические приемы: принуждение, запреты, преподнесение чтения как формы гражданского долга или догмы. Результативность при этом равна нулю. Что неудивительно. Все вышеперечисленные методы в основе своей уничтожают весь первоначальный смысл чтения - удовольствие.
Заставить читать нельзя. Когда пропадает желание, тогда пропадает и интерес. Пример такого насилия над читателем и его последствия приводит Пеннак в третьей главе.
"Неблагополучный" класс, "трудные" дети? Нет, это подростки, на которых повесили такие ярлыки и они в это верят! И не сопротивляются. И ту начинается, как говорится самая соль! Пеннак начинает читать этой разношерстной (и крайне твердолобой) публике вслух. И именно после прочтения этого момента я решила поставить "нейтрально".
Надо сказать, что до этого я с упоением глотала слова, радуясь своему редкостному с автором единодушию.
И тут...читать вслух... Сириосли?)
Вот тут мне хочется попенять автору, за что заранее прошу прощения. Все мы совершенно по-разному воспринимаем информацию. Кому-то надо видеть, кому-то услышать, кому-то надо записать или потрогать. Многие слышали про каналы восприятия) Так вот, я могу абсолютно точно сказать - примерно треть аудитории не восприняло бы чтения вслух. Тем более, художественной литературы. И я в том числе, кстати) И дело тут не в таланте педагога (или отсутсвии такового), а в банальной физиологии.
По словам Пеннака, на все книжные беды - один ответ? Конечно, в заключении сказано о том, что чтение вслух лишь подталкивает к книге и будоражит интерес. Но может стОит тогда ограничиться зачитыванием особо интригующих мест? Результат-то будет, скорее всего, одним - все кинутся в библиотеку с целью узнать " чем там все закончилось?"
В книге много хороших слов и рекомендаций, но в главном постулате - "читайте вслух" - я сомневаюсь.
Подводя итог, могу сказать следующее. Книгу читать!:) В педагогических целях, просто для удовольствия или еще по какой причине, но читать.
Оценка такова только исходя из личного опыта и читательских предпочтений.
А всем, кому эта книга сможет помочь я говорю-читайте.)

Комментарии


Хи-хи. А я-то голову ломала - почему же нейтрально?
Ну, по моему он и начал с "Парфюмера" - весьма интригующая книжка, согласитесь? А потом ученики вроде должны втянуться и сами смотреть (читать), ну или трогать там чень-ть.
А если отбросить каналы восприятия, то вы бы чего почитали?
Мне почему-то очень хочется "Один день Ивана Денисовича", хотя избави Бог кого-либо от моего даже гипотетического учительства.


Смотря какому возрасту. Гоголя скорее всего, "Петербургские повести".)


Блин. Гоголя я чего-то не помню со школы совсем.
Ну, то есть сюжеты помню смутно, язык помню - прекрасный, волшебный; а вот свои эмоции, переживания, мысли по поводу чтения не помню.
Надо перечитать, а то неудобно прям.


Я конечно не читала ещё эту книгу, но всё сомневаюсь.
Вот например я в детстве жутко не любила читать, и однажды папа стал заставлять меня читать вслух все летние каникулы. Принудительно. Это помогло, после каникул я очень полюбила литературу, записалась в библиотеку и стала много-много читать. Так, что к каждому нужен свой подход - кого-то заставить, кому-то вслух почитать.


Все-таки прочтите книгу)


А Вы у Пеннака другие книги не читали? Лично мне его собственные романы несмотря на всю правильность "Как романа" все-таки больше по душе. Особенно "Собака-пес".