Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

13 марта 2017 г. 08:44

429

4 Простенько и душевно

Конечно, проза Марии Метлицкой не для всех. Это из серии «куриный бульон для души» - когда не надо высоких страстей и поисков смысла жизни, когда устал от стиля и игры, когда прожито и пережито столько, что хочется просто посидеть на кухне. Читатели, а особенно читательницы вылили в сети на сборник «Наша маленькая жизнь» ушата негодования. Не знаю, что пишут там ваши Мойес и Грин, но Метлицкая сочинила бытовые сказки, в которых нет лоска и современного ритма, а есть легкий вздох по прошлому веку, когда у простых советских и постсоветских людей случалась такая жизнь, которая могла бы стать сюжетом для кино. Но не стала, потому что писательница знает цену интимности счастья и несчастья. Вот именно этот эффект сопричастности к чему-то незамысловатому, невыдающемуся, но при этом искреннему и родному, есть в этих рассказах. Есть много пошлой, бульварной литературы, которая играет на примитивных инстинктах и желании пожалеть себя (или наоборот, испытать остренькое, недоступное в повседневности). У Метлицкой при всей наивности и безыскусности – не так. Вот хотя бы сильно отличающийся по колориту рассказ «Любовь к жизни». Тут ретро-декорации и хитренькая ирония по поводу жизни одной «попрыгуньи», конечно, вызывает множество аллюзий на творчество от Чехова до Зощенко. Но Метлицкая сама удивляется, как красивая и недалекая женщина, легкомысленно перешагивающая через любовников, бросившая свою дочь, прожила долгую жизнь и умерла красиво и тихо. Значит, не всё измеряется нравственными законами и чувством ответственности перед другими. А вот написанная грубыми штрихами современной реалистической прозы история «Алик – прекрасный сын». Метлицкая беспощадно вылепливает почти карикатурные образы необразованной тетки и тихих интеллигентов на фоне социального неблагополучия, а мораль – из тех самых сказок, где нелюбимые, забитые дети оказываются успешными и преданными семьянинами.
Правда, любит Метлицкая и мелодраматические неожиданности. В «Близких людях» интрига закручена такая, что не каждому голливудскому сценаристу придет в голову. Но снова простенькие, мещанские декорации. Простенькие, незлобивые характеры. И здесь, как и во всем цикле, поиск прощения, понимания, разрешения конфликта самым деликатным образом. Хотя есть страстные юноши, мечтательные и безответно влюбленные девушки, скелеты в шкафах, прощания в аэропортах… Если взять эти приемчики по отдельности, они покажутся вульгарными. Но у Метлицкой всё выходит очень трепетно, близко, с верой в людей, которые проживают свои маленькие и незаметные для других жизни.