Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

24 февраля 2017 г. 12:13

256

3

Сложно писать рецензию на книгу, сюжет которой уже лежит в основе целого психологического явления и является едва ли не научной ценностью. Что можно сказать, когда и так уже все разложено по полочкам? По крайне мере, считается, что литературный опыт Захер-Мазоха является первой попыткой, пусть и литературного, но по крайней мере осознанного осмысления феномена мазохизма. Более того, "Венера в мехах" - это в каком-то смысле история болезни самого Захер-Мазоха, потому что, как выясняется, в его собственной биографии есть моменты увлечения житиями святых мучеников, ситуациями, в которых жестокость соседствует с сексуальным влечением, и даже эротическая тетка с хлыстом в мехах присутствует (в романе она появляется в образе графини Соболь). Поэтому, по сути, в образе Северина фон Кузимского Захер-Мазох описал сам себя. Кто такая Ванда - вопрос более сложный. Я прихожу к выводу, что для автора это собирательный образ всех женщин, которые могут вызывать у него влечение. Обязательно красивые, умные, в мехах и дорогой одежде. Хлыст в комплекте.

И хотя любое упоминание "50 оттенков серого" сейчас считается уже баяном, но я не могу удержаться чтоб не сказать: "Венеру в мехах" люди читали еще до того, как "50 оттенков" стали мейнстримом. Однако те, кто жаждет влажных сцен, едва ли их там найдут. Захер-Мазох, как и большая часть его литературных современников, был весьма щепетилен и обходил стороной физиологические тонкости любви. Так что человеку, не знающему об этой особенности, может со стороны показаться что они только целовались да пороли друг друга (точнее, Ванда - Северина) в промежутках. Куда большее внимание Захер-Мазох уделяет диалогам, переживаниям и нарядам героев. Например, каждое одеяние Ванды описано в лучших традициях обозревателей журнала Vogue, которые ведут репортаж с недель моды.


Ванда принимает меня в головокружительном дезабилье, белый атлас ниспадает легкими живописными складками вдоль ее стройного тела, оставляя обнаженными руки и грудь, мягко и небрежно утопающую в темном волосе широкого зелено-бархатного собольего плаща. Рыжая масса волос, полураспущенных и подхваченных нитками черного жемчуга, ниспадает вдоль спины до самых бедер.


Мазохизм - это не требовать кнута. Мазохизм - это читать про эти наряды, и не иметь возможности таким образом одеваться, вот что я вам скажу.
Однако же я отвлеклась.

Сюжет простой. На карпатском курорте молодой человек по имени Северин фон Кузимский встречает очаровательную молодую вдову по имени Ванда фон Дунаева. Северин уже тогда одержим разными странными фантазиями, но присутствие Ванды становится для него той благодатной почвой, на которой они расцветают пышным цветом. Начавшись как романтическая связь их отношения, после долгих просьб Северина, приобретают характер отношений госпожи и раба. Пересказывать сюжет во всех тонкостях не имеет смысла, в конце концов, чтобы понять глубину моральных страданий героя надо вместе с ним идти от строчки к строчке.

У меня же по этому поводу возникло лишь две мысли. Во-первых, сейчас, благодаря множеству теорий, мазохизм из заболевания, которым считался ранее, превратился в пикантную особенность человеческих взаимоотношений. Хлысты, ошейники и латекс и прочие приблуды, практикуемые для того, чтобы разнообразить любовные игры, постепенно отделились от истинной сути этой - все таки! - болезни. Для большинства практикующих стали своего рода забавной игрой. "Люблю подчинять", "люблю властвовать" наперебой разбрасываются эти игруны. Ну и, как говрится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками. Книга же Захер-Мазоха полезна в том плане, что она возвращает нас к правильному пониманию мазохизма, как страдания, как заболевания, доставляющего неудобства. По мере развития сюжетной линии Северин все чаще терзается невозможностью, при всех унижениях, покинуть Ванду, вернуть себе собственное достоинство и признает болезненность своего влечения. В конце книги он с радостью признает то, что если и не излечился полностью, то хотя бы стал лучше контролировать себя и это выглядит как избавление от гнета. Об этом возможно мечтал и сам Захер-Мазох, придумывая для литературной автобиографии именно такой финал.

А вторая мысль касается нашей человеческой природы. Как бы мы не изощрялись и не выделывались, по сколько бы человек сразу не укладывали бы в свои постели, создаем ли мы коллекцию из разбитых сердец или всю жизнь остаёмся верны своему идеалу, в основе этого лежит только одно эгоистическое по своей природе стремление - обладать. Любым способом. Через власть. Или через подчинение. Стать рабом для Северина в определенной степени было гарантией того, что он всегда может находиться рядом с Вандой. То есть - обладать. Чего он боится больше всего? Потерять её. Что приносит ему мучения большие, чем физическое наказание (и отнюдь его не возбуждает)? Возможность того, что у Ванды появится другой мужчина. В общем, человек в первую очередь - эгоистичное животное. Все остальное - варианты отклонений.