Больше рецензий

Selena_451

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2017 г. 14:43

470

4

Про такие книги говорится, что каждый образованный человек должен их прочитать.

Наталья Громова – прозаик, литературовед, музейный работник. Ее можно смело назвать хранительницей прошлого. Это не первая ее книга подобного рода. «Ключ. Последняя Москва» имеет подзаголовок «архивный роман». В его основу легли архивные находки: дневники, фотографии, разговоры с очевидцами – которые с таким трудом собирала Наталья Громова, сталкиваясь с предубеждением родственников, выбрасыванием ценных документов на помойку потомками и т.д.

Условно, роман можно разделить на две линии. Линию рассказчицы Натальи Громовой, которая разыскивает следы прошлого и задается вопросами: «Что такое время?», «Есть ли связь между прошлым и настоящим?», «Почему я занимаюсь этим делом?», «Вдруг это никому не нужно, кроме меня?». Истории писателей перекликаются с ее личными трагедиями. Вторая же линия – это «литературный быт советского времени, трагедии и драмы советских писателей». Здесь слышится множество знакомых и незнакомых голосов – Анна Ахматова, Марина Цветаева, Елена Сергеевна Булгакова, Владимир Луговской, Мария Иосифовна Белкина, Ольга Бессарабова, семья Добровых, Варвара Малахиева-Мирович и многие другие. Со страниц этой книги льется правда, не причесанные, официальные сведения из учебников истории, а живые голоса. Каково было жить в эпоху страха, когда арестовывали друзей и знакомых, когда вербовали «те, кто надо». Как люди ломались, не выдерживая напряжения, и как пытались сохранить человеческое достоинство. Как многие имели «два лица» - советское и частное.

Наталья Громова приоткрывает завесу над прошлым, воссоздает кусочек «последней» Москвы, заставляет задуматься о нашем прошлом и о нашем будущем. Она призывает не закрывать глаза, делая вид, что ничего не было, а помочь людям рассказать их истории, рассказать правду.