Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2017 г. 23:04

146

2.5

В сборник вошли восемь рассказов, исполненных в мрачных пессимистических тонах. Приступаю к их чтению, ожидал окунуться в мир Востока, с его ценностями, традициями, специфическим взглядом на жизнь – а получил суровую правду буржуазного мира, ломающего всякие традиции и с неприкрытым лицемерием. Туран-ханум, оставшись без мужа и с двумя детьми, решает избавиться от своего «греха»– третьего «незаконнорожденного» (рассказ «Снег, сабаки и вороны»). И всё это с молчаливого согласия собственной матери Сакине. Она взывает преждевременные роды, и решает оставить под покровом ночи на местном рынке маленький свёрток с двумя маленькими моргающими глазками. Вокруг полно голодных собак и ворон:

«На пустыре, по той стороне улицы, бродили вороны. Они клевали снег и казались очень довольными. Я вспомнил, как вчера вечером матушка сказала:
— Снег… Вот радость-то воронам!..
На пустыре по обочине дороги носились по снегу собаки. Они что-то вынюхивали, гонялись за воронами. А те, сидя на заборах, на земле, деловито копались носами в снегу и поглядывали на нас маленькими черными глазками.
— Матушка, чего это вороны так снегу радуются? — спросил я»

Удивляет тот крайний цинизм и равнодушие героев. Можно понять реакцию восьмилетнего сына, от лица которого и ведётся рассказ, ведь он до конца ничего не понимает, но родная мать? Закончив свою «операцию» вся семья как ни в чём не бывало отправляется за сладостями и в мечеть помолиться.
Другой рассказ «Баба» повествует о тяжёлой судьбе лавочника, что был обманут и женился на гулящей женщине. Она всякий раз лихо обводила своего суженного, пока не забеременела. Что стало для неё роковым… Сюжет о поиске коварного вора, что на самом деле оказывается жалким оборванным стариком (рассказ «Сломанные ветки»). Суровый детский мир с непониманием и вечным одиночеством, конфликтами со сверстниками и непониманием взрослых («Стена») - все произведения Джамара Садеки буквально наполнены социальной драмой и очень близки нам сегодня.
Сюжет рассказов открывается с точки зрения одного из персонажей (в основном это дети и подростки) и как правило не носит открытый характер. Автор как бы играет со своим читателем, всякий раз заставляя его самому догадываться, чём именно состоит суть тех или иных событий. Не сказать, чтобы произведения отличались высоким художественным стилем. Отсутствует в рассказах и некая восточная специфика, а что до острой социальной тематики, то существует в русской классике гораздо более яркие примеры.

Прочитано в рамках Открытой книги, 47 тур.