Больше рецензий

Mar_ina20

Эксперт

Эксперт по выеданию мозга чайной ложечкой

23 января 2017 г. 19:42

455

5

С вами и Балто у нас как в романе Достоевского: одни страдания. - мультфильм "Балто", 1995 год.

Вот уж четвёртый год минул с последнего прочтения "Преступления и наказания" и чувства мои от прочитанного как-то совсем стёрлись из памяти. Достоевский для меня знаковый, краеугольный автор. Личный слишком. Но только при нынешнем прочтении одного из его романов мне пришло в голову: КАК МНОГО СТРАДАНИЯ. Страдают все. Страдает юноша. Он загнан в угол нищетой, убожеством жизни, он решил осмелиться попробовать, испытать себя; страдает девушка. Опять голод, опять нищета, опять "душа на лезвии ножа"; страдает отец семейства от горькой и продолжает эту горькую пить; страдает его жена. Болезнь и муж сгубили; страдает пресыщенный жизнью мужчина, изнемогающий от своей грязной и похотливой страсти к девушке; страдает мать и дети. Список можно долго ещё продолжать. Но доколе? Фёдор Михайлович, я вас так люблю, за все, но... НЕ МНОГО ЛИ СТРАДАНИЙ? И всему есть предел. И это слишком. Разве так бывает, чтоб вокруг одного человека образовалось столько несчастных и все так связалось между ними? Это удивительно. Прочтёшь вот этак классику и просвета в жизни не увидишь. А ведь он есть. Есть же! И тут он через слезы Родиона на коленях у Сони уже там, в каторге, проявился. Вот она, новая жизнь. И сколько ещё впереди жизни и счастья! Многие считают произведения Достоевского меланхоличными и депрессивными, но ведь это только начальный этап, испытание жизни, а потом - новая жизнь, и свет, и счастье. Я вспоминаю конец романа "Братьев Карамазовых" - смерть ребёнка. Но ведь... "-Карамазов! - крикнул Коля , - неужели и взаправду религия говорит, что мы все восстанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку? - Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было..." И верится мне, что Родион все искупит, и жизнь его с Соней будет спокойной. Но все же... Все слишком надрывно. И странно мне было, что Лизавета, совсем невинно убитая, оказалась забыта Раскольниковым. Когда он рассуждал о своём деянии, Лизаветы словно и не было. Там-то он "вошь" убил, а Лизавета? И уже будучи в тюрьме ни слова о ней. Словно и не было этого. Не было раскаяния о ней. Как так получилось? Упустил её Фёдор Михайлович, что ли... Но возможно те слёзы, те самые слёзы на берегу, в Сибири обо всем уж были. И пояснениий там не надо было. Так было бы лучше всего.
И все же несмотря на такое количество страданий, сюжет высечен потрясающе. Что может сподвигнуть человека на написание подобного? И ведь не просто убийство, то идея. Теория о людях обыкновенных и не очень завладела не только умом Раскольникова. Подобное я читала у Ницще, на которого Достоевский оказал не мало влияния. И думается мне, Ницще закончил не лучше, а может в чем-то и хуже Родиона Романовича.. Не зря гордыня считается самым страшном грехом, не зря.
И какой же все таки Фёдор Михайлович психолог! Психолог самый настоящий! Наверно, один из самых психологических его романов. Связка Раскольников-Порфирий - такое в жизни редко увидишь. Работа ювелирная. В общем, как говорит Игорь Волгин: "Читайте и перечитывайте классику". Достоевского в особенности. А то для меня каждое новое прочтение, как уже новое открытие.

Комментарии


Там-то он "вошь" убил, а Лизавета? И уже будучи в тюрьме ни слова о ней. Словно и не было этого. Не было раскаяния о ней. Как так получилось? Упустил её Фёдор Михайлович, что ли...

Либо Раскольников так и не раскаялся в самом убийстве. Лишь в том, что по его теории он, ее создатель, сам же и вышел "тварью дрожащей".

И какой же все таки Фёдор Михайлович психолог! Психолог самый настоящий! Наверно, один из самых психологических его романов.

Ой, хоть читала далеко, очень далеко не все, но мне он показался самым... Легким, что ли, в плане психологии, характеров, героев.
Но да, психолог тот еще. )

Связка Раскольников-Порфирий - такое в жизни редко увидишь. Работа ювелирная.

А не показалось Вам, что нечто похожее можно и в Карамазовых увидеть?
Интересно, поймете, кого я имею в виду?)

И да, спасибо за рецензию, как шанс вспомнить отличный роман.


Да, в остроге он раскаивался только в том, что вошью по своей теории вышел. Его это бесило. Но раскаяние все же было. А иначе зачем все это?) Мне думается, что Достоевский просто не хотел размазывать все это и решил все это выразить в одной эмоции. Да и потом, без раскаяния ему невозможна новая жизнь. А она будет, по словам автора.

Я не слишком искушена в психологии, поэтому все эти приёмы и состояния души видятся мне глубоким взглядом в человеческую душу.

По поводу "Братьев".. Честно, даже не знаю.. Мне в голову только Смердяков и Иван приходит, но это совсем не то.. А вы про кого?) даже интересно)


Но раскаяние все же было. А иначе зачем все это?) Мне думается, что Достоевский просто не хотел размазывать все это и решил все это выразить в одной эмоции. Да и потом, без раскаяния ему невозможна новая жизнь. А она будет, по словам автора

Вы имеете в виду, что было раскаяние в убийстве?
Его там не было. Тут я уверена.
Он не признал, что был не прав, убив ту старушку-процентщицу. Он признал, что был не прав, решив, что он "право имеющий".
И Вы ведь сами в романе не нашли ни одного подтверждения раскаянию Родиона в убийстве. )

По поводу "Братьев".. Честно, даже не знаю.. Мне в голову только Смердяков и Иван приходит, но это совсем не то.. А вы про кого?) даже интересно)

О них и говорила.)
Почему же совсем не то?


Да! Но! Я говорила о той сцене, где после всего этого он смотрел на реку и жизнь других людей и заплакал.. И Соня тогда все поняла. Ведь это оно же и было. По крайней мере я хочу в это верить)
Так не знаю.. Я о них подумала, но кто из них в какой роли выступает? Иван - это рупор. А Смердяков физическое воплощение убийства. А Порфирий-то никаким местом к преступлению) кроме как его разгадчик


По крайней мере я хочу в это верить)

Верьте.)

Так не знаю.. Я о них подумала, но кто из них в какой роли выступает? Иван - это рупор. А Смердяков физическое воплощение убийства. А Порфирий-то никаким местом к преступлению) кроме как его разгадчик

О, нет, я не про роли говорила. Про сами отношения. Их магическое составляющее. Это их взаимопонимание без слов, предвидение, словно каждый содержит в себе некую часть другого.

Ну Иван и Родион мыслями схожи. Чувство Ивана к отцу очень похоже на чувства Раскольникова к старухе.

Да и потом.. "Если Бога нет, то все дозволено..") ну и т.д.

Ну, чувства их к описанным людям похожими совсем не назвала бы. Что показалось Вам похожим?)
А вот затерянность в этом мире, приверженность вырабатывать собственные идеи и страдания от большого ума - да.
Правда, Иван дальше и глубже пошел, на мой взгляд.


Про "магическое составляющее" отношений - правда, что-то есть..)
Похожи тем, что оба понять не могли, как эти бесполезные существа, по их мнению, на свете жить могут. И я не считаю это единственной их схожестью)


> Ведь это оно же и было. По крайней мере я хочу в это верить)

Раскольников И раскаялся, И не раскаялся. В этом (в том числе) гениальность романа - показано, как преступление буквально раскалывает душу преступника на части. Точка внимания рассыпается, он одновременно испытывает противоположные переживания одной частью души одно, другой - другое. Родион ведь как в чаду - буквально расколотый. И хочет сдаться, и не хочет, и отринул теорию, и не отринул - страшное дело.


Да, быть раздвоенным - дело тяжкое.


Ну Иван и Родион мыслями схожи. Чувство Ивана к отцу очень похоже на чувства Раскольникова к старухе.

Да и потом.. "Если Бога нет, то все дозволено..") ну и т.д.


«Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

<...>

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен.»

Вот в этих последних словах романа показано, что такое истинное раскаяние: это не постоянное мучение за дела прошлого, вновь и вновь переживаемого, а постепенное обновление, уход от того злого себя к доброму и светлому образу, к которому каждый человек обращается, работая на своей душой. Важна не боль, только рвущая внутренние струны духа, а постоянная работа по настройке этих струн.


НЕ МНОГО ЛИ СТРАДАНИЙ?

Хорошие произведения хороших писателей являются отражением своего времени. Поэтому, скорее всего, страданий в романе ровно столько, сколько было в простой обычной жизни. Единственное, что, вероятно, радостей мало показано... но раз акцент автора сделан на то, чтобы показать страдания, судьбу человека в потоке этих страданий, то уж так тому и быть.