Больше рецензий
23 января 2017 г. 19:42
455
5
РецензияС вами и Балто у нас как в романе Достоевского: одни страдания. - мультфильм "Балто", 1995 год.
Вот уж четвёртый год минул с последнего прочтения "Преступления и наказания" и чувства мои от прочитанного как-то совсем стёрлись из памяти. Достоевский для меня знаковый, краеугольный автор. Личный слишком. Но только при нынешнем прочтении одного из его романов мне пришло в голову: КАК МНОГО СТРАДАНИЯ. Страдают все. Страдает юноша. Он загнан в угол нищетой, убожеством жизни, он решил осмелиться попробовать, испытать себя; страдает девушка. Опять голод, опять нищета, опять "душа на лезвии ножа"; страдает отец семейства от горькой и продолжает эту горькую пить; страдает его жена. Болезнь и муж сгубили; страдает пресыщенный жизнью мужчина, изнемогающий от своей грязной и похотливой страсти к девушке; страдает мать и дети. Список можно долго ещё продолжать. Но доколе? Фёдор Михайлович, я вас так люблю, за все, но... НЕ МНОГО ЛИ СТРАДАНИЙ? И всему есть предел. И это слишком. Разве так бывает, чтоб вокруг одного человека образовалось столько несчастных и все так связалось между ними? Это удивительно. Прочтёшь вот этак классику и просвета в жизни не увидишь. А ведь он есть. Есть же! И тут он через слезы Родиона на коленях у Сони уже там, в каторге, проявился. Вот она, новая жизнь. И сколько ещё впереди жизни и счастья! Многие считают произведения Достоевского меланхоличными и депрессивными, но ведь это только начальный этап, испытание жизни, а потом - новая жизнь, и свет, и счастье. Я вспоминаю конец романа "Братьев Карамазовых" - смерть ребёнка. Но ведь... "-Карамазов! - крикнул Коля , - неужели и взаправду религия говорит, что мы все восстанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку? - Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было..." И верится мне, что Родион все искупит, и жизнь его с Соней будет спокойной. Но все же... Все слишком надрывно. И странно мне было, что Лизавета, совсем невинно убитая, оказалась забыта Раскольниковым. Когда он рассуждал о своём деянии, Лизаветы словно и не было. Там-то он "вошь" убил, а Лизавета? И уже будучи в тюрьме ни слова о ней. Словно и не было этого. Не было раскаяния о ней. Как так получилось? Упустил её Фёдор Михайлович, что ли... Но возможно те слёзы, те самые слёзы на берегу, в Сибири обо всем уж были. И пояснениий там не надо было. Так было бы лучше всего.
И все же несмотря на такое количество страданий, сюжет высечен потрясающе. Что может сподвигнуть человека на написание подобного? И ведь не просто убийство, то идея. Теория о людях обыкновенных и не очень завладела не только умом Раскольникова. Подобное я читала у Ницще, на которого Достоевский оказал не мало влияния. И думается мне, Ницще закончил не лучше, а может в чем-то и хуже Родиона Романовича.. Не зря гордыня считается самым страшном грехом, не зря.
И какой же все таки Фёдор Михайлович психолог! Психолог самый настоящий! Наверно, один из самых психологических его романов. Связка Раскольников-Порфирий - такое в жизни редко увидишь. Работа ювелирная. В общем, как говорит Игорь Волгин: "Читайте и перечитывайте классику". Достоевского в особенности. А то для меня каждое новое прочтение, как уже новое открытие.
Комментарии
Либо Раскольников так и не раскаялся в самом убийстве. Лишь в том, что по его теории он, ее создатель, сам же и вышел "тварью дрожащей".
Ой, хоть читала далеко, очень далеко не все, но мне он показался самым... Легким, что ли, в плане психологии, характеров, героев.
Но да, психолог тот еще. )
А не показалось Вам, что нечто похожее можно и в Карамазовых увидеть?
Интересно, поймете, кого я имею в виду?)
И да, спасибо за рецензию, как шанс вспомнить отличный роман.
Да, в остроге он раскаивался только в том, что вошью по своей теории вышел. Его это бесило. Но раскаяние все же было. А иначе зачем все это?) Мне думается, что Достоевский просто не хотел размазывать все это и решил все это выразить в одной эмоции. Да и потом, без раскаяния ему невозможна новая жизнь. А она будет, по словам автора.
Я не слишком искушена в психологии, поэтому все эти приёмы и состояния души видятся мне глубоким взглядом в человеческую душу.
По поводу "Братьев".. Честно, даже не знаю.. Мне в голову только Смердяков и Иван приходит, но это совсем не то.. А вы про кого?) даже интересно)
Вы имеете в виду, что было раскаяние в убийстве?
Его там не было. Тут я уверена.
Он не признал, что был не прав, убив ту старушку-процентщицу. Он признал, что был не прав, решив, что он "право имеющий".
И Вы ведь сами в романе не нашли ни одного подтверждения раскаянию Родиона в убийстве. )
О них и говорила.)
Почему же совсем не то?
Да! Но! Я говорила о той сцене, где после всего этого он смотрел на реку и жизнь других людей и заплакал.. И Соня тогда все поняла. Ведь это оно же и было. По крайней мере я хочу в это верить)
Так не знаю.. Я о них подумала, но кто из них в какой роли выступает? Иван - это рупор. А Смердяков физическое воплощение убийства. А Порфирий-то никаким местом к преступлению) кроме как его разгадчик
Верьте.)
О, нет, я не про роли говорила. Про сами отношения. Их магическое составляющее. Это их взаимопонимание без слов, предвидение, словно каждый содержит в себе некую часть другого.
Ну, чувства их к описанным людям похожими совсем не назвала бы. Что показалось Вам похожим?)
А вот затерянность в этом мире, приверженность вырабатывать собственные идеи и страдания от большого ума - да.
Правда, Иван дальше и глубже пошел, на мой взгляд.
Про "магическое составляющее" отношений - правда, что-то есть..)
Похожи тем, что оба понять не могли, как эти бесполезные существа, по их мнению, на свете жить могут. И я не считаю это единственной их схожестью)
> Ведь это оно же и было. По крайней мере я хочу в это верить)
Раскольников И раскаялся, И не раскаялся. В этом (в том числе) гениальность романа - показано, как преступление буквально раскалывает душу преступника на части. Точка внимания рассыпается, он одновременно испытывает противоположные переживания одной частью души одно, другой - другое. Родион ведь как в чаду - буквально расколотый. И хочет сдаться, и не хочет, и отринул теорию, и не отринул - страшное дело.
Да, быть раздвоенным - дело тяжкое.
Ну Иван и Родион мыслями схожи. Чувство Ивана к отцу очень похоже на чувства Раскольникова к старухе.
Да и потом.. "Если Бога нет, то все дозволено..") ну и т.д.
«Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.
Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
<...>
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен.»
Вот в этих последних словах романа показано, что такое истинное раскаяние: это не постоянное мучение за дела прошлого, вновь и вновь переживаемого, а постепенное обновление, уход от того злого себя к доброму и светлому образу, к которому каждый человек обращается, работая на своей душой. Важна не боль, только рвущая внутренние струны духа, а постоянная работа по настройке этих струн.
Хорошие произведения хороших писателей являются отражением своего времени. Поэтому, скорее всего, страданий в романе ровно столько, сколько было в простой обычной жизни. Единственное, что, вероятно, радостей мало показано... но раз акцент автора сделан на то, чтобы показать страдания, судьбу человека в потоке этих страданий, то уж так тому и быть.