Больше рецензий
5 января 2017 г. 12:44
1K
4 Гончие
РецензияИз-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. Собака чутьём услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. И, сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдёт последний след, выход с того места, где кормились. Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдёт до того места, где днём сидит в траве или ходит фазан. Когда она подойдёт близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она всё будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. Когда собака подойдёт совсем близко, тогда фазан вылетает, и охотник стреляет. Л.Н.Толстой
В охоте нет характерной для детективов загадочности, исход предопределен. И книга Юсси Адлер-Ольсена - это история с известными жертвами и преступниками, тем печальнее, что расследуется дело более чем двадцатилетней давности. Осужденный скоро выйдет на свободу, мать убитых в полузабытьи доживает последние дни, но охота только начинается.
Прежде всего хочется отметить чувство меры автора: имея на руках историю про детектива-одиночку, жестоких подростков и охоту на людей, он обходит штампы по касательной. У следователя Карла Мёрка нет обязательной для жанра «женщины в холодильнике», он раздражителен и немного ленив, но в дело вцепляется мертвой хваткой, тактичен при допросе, а вместо социопатии - к удивлению читателя - допускает нетолерантные мысли и шуточки. Особое удовольствие - следить за динамикой отношений Карла с помощником-сирийцем Ассадом и психически неустойчивой секретаршей Розой. Вместе они составляют почти комедийное трио, но это не ироничный детектив, через отлично выполненную работу, маленькие запоминающиеся детали и намеки на предысторию приходит искоренняя симпатия к персонажам.
В центре романа - жестокость. Что характерно для скандинавских авторов, проблема выводится как социальная: на что способны подростки, с одной стороны испытывающие давление родителей и среды, а с другой - ничем не ограниченные в средствах удовлетворения желаний. Частный колледж, конец 80-х, богатые молодые люди открывают для себя, что самую большую власть над человеком можно получить не любовью и даже не деньгами, а насилием. Общие тайны на всю жизнь связывают их, но в этом мире нет никаких принципов и правил даже для своих. Кирстен-Мария «Кимми» Лассен узнает это на себе: бывшая королева колледжа вот уже много лет - бродяжка, именно ее истории, а не убийству на озере (как в аннотации) посвящена книга. Детективы последних лет все чаще главной героиней выводят женщин с серьезными проблемами («Девушка в поезде» П.Хокинс, «Темные тайны» Г.Флинн, «Свадебное платье жениха» П.Леметра, вездесущая «Девушка с татуировкой дракона» С.Ларссона и т.д.). В отличие от томно спивающихся и художественно сходящих с ума мужчин, они показаны как «опустившиеся», так как бытует мнение, что раз уж женщины стремятся к упорядоченности, да и морально сильнее, то падение больней и необратимей. Интересная тенденция, но радует уход чуть в сторону от образа «сильной женщины».
Что приятно, описание ни мыслей одержимой местью Кимми, ни галлюцинаций не состоят из односложных предложений, этого дешевого трюка для погружения читателя в нужную атмосферу.
В этот раз страх напал на нее без предупреждения. Обыкновенно бывало не так: ее предупреждали всплывающие в голове образы. Руки, поднятые для удара. Иногда кровь и изуродованные тела. Иногда неожиданные воспоминания и давным-давно отзвучавший хохот. Обещания, которые потом были нарушены. Но на этот раз голоса не успели ее предупредить.
Ее затрясло, внизу живота возникли судороги. За этим неизменно следовали тошнота и слезы. Она уже пробовала раньше заливать вспыхнувший пожар спиртом, но от этого становилось только хуже. В такие мгновения она с нетерпением ожидала наступления темноты, но ожидание длилось часами.
Когда в голове все прояснится, она встанет. Пойдет на станцию «Дюббёльсбро». Спустится на эскалаторе на третий перрон и, пройдя в самый конец, будет ждать, когда промчится электричка, идущая без остановок. Протянув руки, она подойдет к самому краю перрона и произнесет:
— Вам не уйти, скоты!
Затем поступит так, как прикажут ей голоса.
Несколько картонными выглядят остальные члены компании, из золотой молодежи превратившиеся в успешных бизнесменов. Не одномерны и тоже имеют сильные и слабые стороны, страхи, но - особенно на контрасте с остальными книгами автора - заметно, что они - не более чем сюжетная необходимость. Неудивительно, ведь для убийства беззащитных не требуется ни ум, ни отвага. Красива метафора с прикованным к постели сослуживцем Карла: люди, которые по разным причинам ничего не чувствуют.
Как у всех замерзших дел, развязка не приносит удовлетворения. Насилие приводит к еще большему насилию, прошлого не вернуть, удается лишь разорвать цепочку.
«Охотники на фазанов» - роман без шокирующей развязки, но за счет развития сюжета параллельно в 80-х и нашем времени, приятного простого языка, интересных действующих лиц Юсси Адлер-Ольсен удерживает внимание читателя. Этот роман я прочла у автора первым, и последующие не обманули мое доверие, они сложней и непредсказуемей, но именно «Охотников на фазанов» я ценю особенно, как хранят из сентиментальности приметы давно ушедших дней.
Трудно найти другую охотничью птицу, которая была бы так ярко окрашена, как фазан. Поверху спины и шеи зеленоватые перья с синим отливом на общем золотистом фоне, спинка золотисто-рыжая, как у осенней лисицы, и каждое перышко украшено черным треугольным пятном. Длинный хвост в тон спинке, а у его основания перья густого медно-красного цвета с фиолетовым и пурпурным отливом. Охота на фазана - завидная, приятная, добычливая, красивая, интеллигентная охота. http://www.nexplorer.ru/news__11868.htm
Долгая прогулка 2017, команда Суперлучшие друзья
http://www.imgrum.net/media/1356541692433705544_7935976