Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

3 января 2017 г. 13:55

132

0 Гуси-гуси, заберите меня туда, где я - не галочка в списке...

Второй год подряд я насаждаю традицию - на стыке прошедшего и наступающего годов стараюсь читать книгу, которая, по моему мнению, способна подарить новогоднее настроение и вселить веру в доброе, светлое, вечное.
Только из названия и каких-то своих представлений не всегда точно о книге судить получается, как там у деда Щукаря?

Ну, многие слова я и без всяких прояснений понимаю. К примеру, что означает: "монополия"? Ясное дело - кабак. "Адаптер" - означает: пустяковый человек, вообче сволочь, и больше ничего. "Акварель" - это хорошая девка, так я соображаю, а "бордюр" - вовсе даже наоборот, это не что иное, как гулящая баба, "антресоли" крутить - это и есть самая твоя любовь,

Короче, пока книгу не прочтешь - точно с присутствием новогоднего настроения не определишься. )))
В прошлом году ставка была на "братьев наших меньших" - "Уличный кот по имени Боб" Джеймса Боуэна. По моему мнению это был феерический провал, история никому не нужного, кроме бродячего кота, человека как-то с мыслями о семейных праздниках диссонировала.
В этом году я решила попытать счастья с детскими книгами и выбор мой пал на "Гуси-гуси, га-га-га..." Крапивина. Что поделать, с советской детско-юношеской фантастикой я не знакома от слова совсем... Не обломилось мне новогоднего настроения... )))
Книга Кропивина вызвала у меня очень противоречивое впечатление. С одной стороны, я была приятно поражена фантазией автора, с другой же многие вещи меня ужасно раздражали, так что я даже затрудняюсь ответить понравилась ли мне эта книга, и уж тем более поставить оценку.
С первых страниц я поймала себя на мысли насколько актуальной остается история Крапивина. Я не стану причитать "Хоспадзи, товарищи, это что же делается?! Это ж за окном то же, только лотерейку на жизнь еще не придумали!", но вначале устройство общества Западной Федерации удивительнейшим образом напоминает если не нашу действительность, то возможное наше будущее - каждому гражданину под кожу вживляют индекс, который служит и кошельком, и банковским счетом, и документами, и способом легко и быстро узнать имя правонарушителя и выписать ему не штраф, но лотерею. К примеру, за переход дороги на красный свет - с вероятностью 1:1 000 000, но если этот шанс все же выпадет - наказанием будет смертная казнь.
Именно такая неправдоподобно маловероятная история случилась с Корнелием Гласом. В почтовом ящике его поджидало извещение - " с прискорбием сообщаем Вам...", и вот живет такой Корнелий, дом - полна чаша, жена, дочь, карьера, 42 года прожил, один раз на красный свет перебежал, и внезапно жизнь его - несколько оставшихся часов до завтрашнего утра, ведь в 10:00 ему предписано явится в городскую тюрьму на собственную казнь...
Здесь автор поразил меня очень точным наблюдением за психологией своего героя. Отчаяние, отрицание, надежда, тупое смирение, попытка примириться, найти положительные моменты в собственной казни - все это описывается просто отлично.
К сожалению, дальше мои восторги утихли. История с "безындами" - очень трогательная и поражающая своей обезличенной жестокостью. Да, дети, но - угроза для существования общества, ведь "безынды" - "без индексов"! Но любое сопереживание героям для меня начинается с их ярких и запоминающихся образов, а вот с этим у автора как-то, ИМХО, не задалось.
Многие читатели, думаю, не испытывают особой симпатии к Корнелию Гласу. Он - эмоционально черствый человек, трус, искавший одобрения вчерашних "палачей", единственная его привязанность - дружба с Альбином Ксотой, но дружба эта не пережила беспечного лета на дачах, случившегося аж 30 лет назад. Даже семья не вызывает в нем какого-то отклика или искреннего переживания. Мне кажется, эта сила, способность любить кого-то или что-то, должна найти выход в чем-то другом - какое-то хобби, что ли. Но Корнелий за 30 лет так ни к чему душой и не прикипел. Даже прощание с человеком, к которому единственному Корнелий испытывал душевные чувства такой силы, заканчиваются цитатой из какого-то сериала. А своих слов у Корнелия и нету.
И вдруг - именно Корнелий по задумке автора должен пойти против течения, сломать систему и т.д. и т.п.
?!
Это тот самый Корнелий, у которого для единственного дорогого человека и СВОЕГО слова не нашлось?
Мальчики и девочки "безынды" запомнились мне мало. Яркие глаза синего, голубого, ну в крайнем случае - зеленого цвета с разной степенью лучистости. А сколько раз автор повторяет что Цезарь некрасив! Что же, именно это должно цеплять в 11-летнем пацане?

Смотрит — слева синяя вода, справа — до самого края земли высокая трава с цветами и густые рощи среди лугов, будто острова. А между рощ, над травою, там и тут белые дома с красными крышами стоят, а от домов идут люди. Мужчина идет и женщина и девочка с мальчиком. Волосы у них желтые, глаза синие, а лица добрые.

Да сколько ж можно?!
А уж фатализм героя в конце истории и расплывчатый финал, который предлагается додумать... Моя нежная нелюбовь к "клифхангеру", думаю, уже известна...
В целом, мне показалось что вторая часть книге, в общем, и не нужна. Если бы автор остановился на сцене, где Корнелий вернулся в храм и застывает у все еще опущенной решетки, книга, может, перестала быть детской (так она такой и не является! Как там Корнелий на женщину в таверне у насыпи смотрел?), зато мораль была бы ясна - нельзя вернуться в прошлое, цените дорогих вам людей, если есть искушение сказать "прости засранца..." - скажи сейчас, а не через 30 лет, и то - может быть.
Но автор решил иначе.
В результате - концентрированное, оригинальное и психологически верное повествование к финалу распадается, поступки героев теряют достоверность, на сцену выходит бессмертный прием Deus Ex Machina, совершенно не понятно как так герои планируют развалить существующий строй, а уж за Цезаря вообще обидно - вся вторая часть текста "заварилась" из-за него одного и... Додумайте сами!
Весьма любопытная и интересная книга, но, к сожалению, заданный вначале темп автор не выдержал.
картинка Melkij_Parazit