Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2010 г. 11:46

275

2

У нас с Вайлем трагическое несовпадение стилей. Первый раз я пыталась прочитать его книгу давным-давно, когда не видела практически ни одного города, про которые он пишет. Равно как и не знала множества кулинарных, культурологических, исторических и прочих фактов, им приводимых. Что-то мне было просто непонятно, потому что часто Вайль приводит факты вскользь, без объяснений, с видом прожженного знатока – мол, как такое можно не знать? Вайль напоминал мне одного из институтских преподавателей, жуткого сноба, который прекрасно знал свой предмет, но так демонстративно презирал окружающих за их невежество, так гордо нёс себя, что его все дружно ненавидели. В конце концов, мы ведь и в институт приходим, и «нехудожественные» книги читаем, чтобы узнать что-то новое, что же сразу тряпкой по морде?!
Теперь я побывала в половине описанных им городов и прочитала много других книг – гораздо более содержательных. И вижу, что Вайль знает свой предмет отнюдь не прекрасно, что он может и яркий, но дилетант, что его попытки выглядеть крупным специалистом во всех областях человеческой деятельности, смешны. Многие трактовки кажутся мне не то что субъективными (каждый имеет право на личное мнение), а притянутыми за уши. Кроме того, наши позиции часто разнятся – скажем, в споре Дюма и Флобера я однозначно на стороне Флобера, а не Дюма. И никаких особых «комплексов провинциалов» у них не вижу – наверное, чтобы увидеть, надо быть самому провинциалом. Равно как мне сложно согласиться с тем, что «в двадцать пять лет у Дюма уже была внятная - и хочется добавить, верная - иерархия жизненных явлений». И иерархия не кажется мне верной, и сам строй речи для меня слишком изыскан, а говоря проще – это дешёвый выпендрёж.
И вот что удивительно: Я очень люблю путешествовать, но когда читаю Вайля, мне совсем не хочется побывать в тех городах, которые он описывает.

Источник

Комментарии


Простите, но если человек говорит о том, чего вы не знаете, это еще не значит, что он сноб. Я читала много книг Вайля, и никакого презрения и надменности там не обнаружила.
И потом, это же эссе. Сам жанр эссе предполагает субъективность. И, кстати, также он предполагает высказывание каких-то новых неожиданных мыслей, а не повторение трюизмов и штампов.


Ещё раз: дело не в том, что высказывать, а в том, как высказывать. Вам стиль высказываний Вайля кажется нормальным, мне нет.
Про субъективность я тоже всё сказала. Никаких особо новых мыслей я не увидела: в большинстве это как раз перепевание старых песен. Опять же "мысли", лишённые какой-либо аргументации, убедительными мне не кажутся.
Читала я тоже предостаточно. Книги, написанные Вайлей и Генисом вместе мне нравятся - авторы уравновешивают друг друга. Как только начинают писать поодиночке - самолюбования становится много больше, чем содержания


Полностью с вами согласна. Я с трудом прочитала эту книгу (вторую половину так просто по диагонали). Это, знаете, такой образчик популярного а-ля литературоведения (для массового читателя; и здесь, конечно, нет ничего плохого!), когда читателям, заранее признавая их дилетантами, этак свысока, по верхам, подкидывают самую разную информацию - обо все и ни о чем. Поэтому я не очень понимаю, в связи с чем так раздута популярность Вайля и Гениса? Хотя, конечно, понятно: диссидентское прошлое. И больше - ничего.


Диссидентов у нас немало, а популярны всё больше Вайль с Генисом:)))
Их совместное творчество хотя бы забавно, а тут с юмором большие проблемы:(