Больше рецензий
29 октября 2016 г. 18:45
216
5 Star Trek lives long
РецензияДиссертационный совет был строг, и обстановка свежеотстроенного конференц-зала – с кожаными креслами, экранами, микрофонами и телекамерами – к проявлению чувства юмора тоже никак не располагала. Процедура предписывалась протоколом вплоть до порядка благодарностей – начиная с председателя совета и заканчивая научным руководителем. Поскольку ни в этот список (под страхом демонстрации легкомысленного отношения), ни в раздел “Acknowledgements” собственного опуса (по причине его, то есть раздела, материального отсутствия) невозможно было включить нескольких достойных личностей, эта рецензия остаётся единственным местом, где я могу публично выразить глубочайшую признательность мистеру Нилу Гейману, лично поспособствовавшему организации онлайн-опроса для экспериментальной части моей работы, и мистеру Леонарду Нимою, чей голос в наушниках составлял мне прекрасную компанию на финише. Тем не менее, вечером на банкете я всё-таки не удержалась от пожелания уважаемым докторам наук, в заключение опять же протокольного тоста: «Живите долго и процветайте!» Отсылку, кажется, никто не словил, хотя за спиной явственно услышалось: «Хорошо сказала…» Хотела бы я, чтобы эта фраза им снова встретилась – и вспомнилась.
Мой Спок, конечно, в первую очередь Закари Куинто. Вступив на «Звёздный путь» в 2013-м (то есть даже не с первого фильма перезапуска), я не имела абсолютно никакого представления о его предыстории (да-да, я не смотрела даже "Теорию большого взрыва"). Надо полагать, не слишком нелогичным с моей стороны было принять старого Спока просто за отца нынешнего. И хотя теперь именно “Into Darkness” мне кажется самым слабым из новой трилогии, и до самоопределения «трекки» было ещё далеко, один факт остался очевидным: я бы пришла на третий фильм вне зависимости от того, будут в нём участвовать звёзды уровня Камбербэтча или нет – если там будет Спок. То же магнетическое притяжение к второстепенному персонажу сработало снова, как это произошло и в сериале. И только наконец собравшись посмотреть первую часть в последнюю очередь, после второй и третьей, я оценила, насколько ловко и красиво была придумана связка между поколениями.
В том, чтобы осваивать франшизу с конца, есть своя несомненная прелесть. Та же отсылка в третьей части к первой через трек “Sabotage” отлично сработала и в обратном направлении. Узнавать чьи-то любимые словечки, шутки, жесты, сюжетные повороты (подчас в зеркальном отражении) вот так, из будущего в прошлом, даже ещё более трогательно. Стартреку в этом году 50 лет, и то, как молодая аудитория от широкого формата, сверкающего современной графикой, приходит к оригинальному малобюджетному «динозавру» – удивительно и замечательно. Зрителям 2000-х очень повезло: с новым Стартреком мы приобрели и все предыдущие и ещё огромную, сплоченную годами общность тех, кто узнаёт и отвечает на вулканский салют. Картинка полувековой давности может вызвать улыбку, но отдача и преданность и вместе с тем веселье, неотделимое от большой общей работы (по словам Нимоя, в неудаче первой полнометражки “Star Trek: The Motion Picture” было как раз виновато «чувство, будто мы делаем что-то Важное и Историческое») – вот настоящее варп-ядро этого шоу. Те принципы сотрудничества и единства, что представлял «Энтерпрайз», работали и в жизни: Нимой отказывался работать над озвучкой мультсериала, если не будет приглашена вся актёрская команда, и отвергал сценарии, в которых его герой играл не более чем номинальную роль. «Я считал именно себя ответственным за героя. Видите ли, когда сериал снимают довольно долго, через некоторое время сменяется практически весь персонал. Так что в конечном итоге именно актер "поддерживает огонь" в своем персонаже. Именно на актера падает обязанность указывать приходящим продюсерам и режиссерам на все, выпадающее из характера героя, потому что они могут быть просто незнакомы с тем, что делалось ранее. Если актер не берет на себя ответственность, персонажа будет "заносить", и не обязательно в нужную сторону.» При этом я почти уверена, что если бы рекаст попытались сделать ближе к оригиналу, из этого вышло бы мало хорошего. Живое не терпит копий. И как ни странно, в новых фильмах если не пропала совсем, то значительно смягчилась отчуждённость Спока, его положение аутсайдера – черта, по признаниям Нимоя, наиболее роднившая его с персонажем (учитывая еврейско-иммигрантское детство актёра). У меня, наоборот, изначально сложилось впечатление, что мистер Спок – самый ценный член экипажа и без него «Энтерпрайз» вообще никуда не полетит (вероятно, потому, что в «Возмездии», с которого я начинала, все первым делом бросаются спасать вулканца из вулкана, наплевав на директивы, хотя, разумеется, поступили бы точно так же и ради любого другого). Нимой, заканчивая книгу 20 лет назад, не знал того, что знаю я сегодня – что карьера посла Спока была ещё не окончена. На последних страницах прямо-таки хочется прыгнуть в машину времени, чтобы сказать ему об этом ))
Аудиокнига в авторском чтении значительно сокращена, и это, конечно, обидно. Нимой – отличный рассказчик, читает он выразительно и эмоционально, и с особенным удовольствием ждёшь его «диалогов со Споком»: как правило, в этих местах чрезвычайно трудно удержаться от смеха, и не зря я опасалась, что буду так пугать людей в автобусе )) бумажный экземпляр оригинального издания мне теперь непременно нужен, а Самиздатовский перевод, кстати, вполне приличен и рекомендуется. Даже если недостаточно хорошо знать TOS (‘the original series’), интересен опыт актёра, прошедшего практически всю жизнь с одним героем. Ведь даже его коллеги по сериалу могли сказать, что знали больше мистера Спока, чем Нимоя – настолько он был сосредоточен на образе, стремясь к реализму, а не «огромной стилизованной маске».
Так вышло, что в этом году команда «Энтерпрайза», вечно бросающаяся очертя голову спасать всех кого надо и не надо, приходила на помощь и мне. Вероятно, потому Стартрек именно прошедшим летом так отлично и окончательно зашёл, что на премьеру я вырвалась, сбросив огромный нудный проект, и ещё для полного счастья словила показ для одного зрителя. А уж завершение пятилетней аспирантской миссии без надёжного эмоционального якоря было бы просто рискованным делом. Так что теперь я этим ребятам должна… как минимум, добросовестно пересмотреть первые три сезона ))