Больше рецензий

26 октября 2016 г. 23:28

338

4 "А нас еще осудят, а мы еще ответим..."

Джон Гришем определенно знает, о чем говорит в "Апелляции" – двадцать первом из уже почти сорока бестселлеров своей литературной карьеры. Довольно яркий политик, а в прошлом – успешный адвокат, когда-то Гришем специализировался на тяжбах о вреде здоровью, поэтому для миллионов читателей по всему миру не стал сюрпризом очередной судебный триллер, драма или даже детектив, начинающийся описанием процесса против химической компании, отравившей всю воду в округе Кэри штата Миссисипи настолько, что количество смертей от раковых заболеваний повысилось в 12-15 раз. Кэри получает неофициальное клеймо "округ Кансер", люди начинают бояться воды, а тем временем глава той самой компании "Крейн Кемикл" – миллиардер Карл Трюдо развлекается, покупая на аукционе статусные предметы интерьера за кругленькие суммы. Все в порядке, шестеренки мира вращаются так, как должны: имущим власть и деньги все сходит с рук.

Все бы хорошо, да вот суд округа Кансер выносит наделавший шума вердикт о виновности компании и присуждает пострадавшим весьма внушительную компенсацию. Компания на грани банкротства, а Карл Трюдо в бешенстве клянется, что у него не отсудят ни единого цента и запускает адскую машину апелляции.
Эта машина, строящаяся на законах влияния и денежных выплат, имеет все шансы пережевать и выплюнуть тех, кто по неосторожности рискнул сунуть туда не только один пальчик, а вложить себя полностью, как делает чета бедных, но чистых адвокатов Пайтонов, защищающих все население округа Кэрри в лице женщины, потерявшей мужа и сына.
Главная интрига – кто же победит в этой борьбе, машина или Пайтоны и заставляет двигаться добрых два десятка персонажей.

Процесс апелляции и все, связанное с ним занимают примерно 3/4 объема книги (оставшаяся четверть уходит на экспозицию и завязку). Гришем высвечивает мощным фонарем шахтера-экстремала все темные углы мира судов, юристов, адвокатов, а также большого бизнеса и политических интриг, где каждая сторона лоббируют свои интересы.

Бесспорное достоинство остросюжетной прозы Гришема в способности автора одновременно препарировать все существенные боли американского общества и законодательства: аборты, однополые браки, смертная казнь, либерализм, нелегалы, владение оружием – на каждую проблему луч того самого фонаря обращен ровно столько времени, сколько требуется читателю, чтобы на некоторое время почувствовать себя средним американским обывателем, хранящим дома пистолет и ненавидящим либеральных судей, не дающих ход смертным приговорам, эдаким автоматом со стандартной системой суждений. У читателя есть минутка для злости на сильных мира сего, минутка для зависти, сочувствия, понимания – "места для эмоций" старательно расставлены по тексту с равномерными интервалами и надо сказать, что для подобных манипуляций мир, составленный из раствора бизнеса в юриспруденции подходит как нельзя лучше.

Противопоставляя гнилую роскошь и порядочную бедность, автор задает итоговый вопрос – кто в итоге счастлив? А кому хуже всех? И знаете, над этим действительно стоит задуматься, потому что выигравшие и проигравшие у Гришема одновременно счастливы и несчастливы на свой лад, а вот хуже всего тому, кто оказывается инструментом чужих манипуляций. И личная драма именно этого – управляемого – человека становится частью большого фона судебных трагедий США и тем самым нервом, на котором играет свою саркастическую мелодию ухмыляющийся Джон Гришем.

Хотя художественные достоинства "Апелляции" вряд ли способны породить волну бурных восторгов, эта судебная драма имеет все шансы стать отличным и умным остросюжетным чтением, одновременно отрезвляющим, увлекательным, в меру реалистичным и очень злободневным.