Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2016 г. 13:30

731

4 Как в старом кино...

Кристианна Брэнд – известная британская писательница, одна из мастеров Золотого века английского детектива, таких, как Агата Кристи, Джорджет Хейер, Энтони Гилберт и Найо Марш. Она автор более двадцати романов и сборников рассказов и несколько лет возглавляла Британскую ассоциацию остросюжетной литературы. Роман «Зеленый – цвет опасности» считается выдающимся образцом жанра и, по словам критика, последней золотой короной Золотого века детектива. Опасная и будоражащая обстановка Второй мировой войны, сложная интрига и небанальные персонажи создали Кристианне Брэнд репутацию мастера жанра. В этом романе вновь действует ее любимый серийный персонаж – инспектор Кокрилл из окружной полиции графства Кент.

Сама Брэнд признавала: "Я пишу безо всякой серьезной цели, моя цель – развлекать читателя". Однако это не помешало ей смешивать в своих произведениях закрученный интригующий сюжет с добрым чувством юмора своих живых персонажей. Что является непростым делом, ведь в этой книге события происходят под бомбами блицкрига Второй мировой войны в английском сельском военном госпитале.
Она напишет в предисловии, что знание такой необычной обстановки – часть ее личного опыта, так как во время войны она сама жила рядом с такой больницей, где ее муж работал хирургом. Ей было сказано, что самое лучшее, чем она могла бы помочь своей стране, это описать свои ощущения в художественной форме и принести столь необходимую стране иностранную валюту. Поэтому, надев каску, под свист бомб она писала эту книгу.

История начинается с того, что местный почтальон привозит в созданный в провинции новый военный госпиталь пачку писем от семи человек, принявших приглашение на работу. Это доктор Джарвис Иден, который так нравится своим богатым пациенткам, что вынужден сбежать от них на войну. Это Джейн Вудс – не очень молодая, но очень обаятельная дама, в приступе человеколюбия решившая сменить рассеянный образ жизни на форму медсестры. Эстер Сэнсон, понимающая, что это ее последний шанс разъехаться с матерью, которая сделала из нее сиделку для лечения своих воображаемых болезней. Пожилой доктор Мун, хирург, готовый уйти куда угодно из дома, где его больше не ждут жена и маленький сын. У анестезиолога доктора Барнса случилось прибавление на личном кладбище пациентов, и, хотя комиссия доказала его невиновность, на местный роток не накинешь платок и доктор решил сменить место работы. Фредерика Линли просто хочет исчезнуть из дома, где царит ее мачеха, а сестра Бейтс живет надеждой, что на новой работе найдется много привлекательных, холостых и страдающих мужчин.

В классических традициях герметичного детектива вышеупомянутый почтальон скончается во время операции, инспектор Кокрилл заподозрит преступление, а все семеро попадут в круг подозреваемых. Когда же один из них станет второй жертвой, инспектор еще больше укрепится в своих подозрениях.
В отличие от многих романов подобного жанра, где подчас ни один из подозреваемых не вызывает симпатии, здесь автор любит своих героев. Они симпатичные молодые люди, мы видим их характеры в развитии и уже хотим надеяться на какой-то иной исход, трюк автора, ведь не может один из этих приятных людей быть убийцей.
Но все не так просто. Причины преступления, на мой взгляд, кроются в том высоком нервном напряжении, которое здесь просто витает в воздухе. Смерть каждый день собирает жатву не только в больничных палатах и у людей постепенно теряется понятие ценности человеческой жизни и способность ужасаться ее многообразию. Они гибнут всюду – просто выбежав покурить и попав под внезапный авиаудар, не успев спустится в бомбоубежище с верхнего этажа здания или откапывая жертв предыдущего налета. Поэтому-то преступнику так легко оправдать свои действия – когда гибнет столько невинных людей, что стоит одна жизнь, по его мнению виновного человека, одним больше, одним меньше.

И тут надо сказать, что, на мой взгляд, настоящей ценностью книги является даже не детективный сюжет, хотя он здесь практически безупречен, а аутентичное воссоздание атмосферы военного времени, чувств, мыслей и чаяний людей, работающих в госпитале. Их стойкость и мужество, их способность изо дня в день под непрерывными бомбежками выполнять свой долг, который, кстати, доброволен, ведь ничто не мешает им поискать место поспокойнее. Несмотря на войну и постоянную опасность, жизнь здесь бурлит, герои влюбляются, ходят на танцы, заводят друзей и врагов, справляются с нормированием и нехваткой продуктов и, что немаловажно, сохраняют при этом чувство юмора. Это делает роман еще увлекательнее, не давая забыть, конечно, о неотвратимости развязки.

Способ совершения преступления становится ясен, как только нам подробно опишут тогдашний метод применения анестезии при операции, если помнить при этом название романа. А вот с мотивом автор поводит нас за нос, подкидывая весьма явные мотивы то у одного героя, то у другого. Разгадка может показаться несколько разочаровывающей, если бы не мастерство автора в описании атмосферы места действия. В такой обстановке можно вполне поверить мотиву преступления.

Сейчас современными писателями практически создан новый жанр о тайнах и преступлениях во времена Второй мировой войны, но этот роман выгодно от них отличается своей натуральностью, принадлежностью к тому времени, ведь он был написан в 1944 году. А в 1946 году была создана экранизация, с известным актером Аластером Сэмом в роли инспектора Кокрилла, тоже интересно было бы посмотреть этот документ эпохи.

картинка tatianadik

Комментарии


Фильм доступен на торрентах. И инспектор Кокрилл там совсем не такой, каким представлялся мне при чтении.

А вот с методом преступления вы, ИМХО, ступаете на грань спойлера.


В фильмах герои никогда не похожи на книжных.
А с методом преступления мне казалось, что я ловко прошла по грани :)) Ну, простите... Дав такое название, автор сама практически дает читателю подсказку.
У меня осталась масса вопросов по мотиву, если получится, обсудим в клубе :))


Ну, у меня вряд ли получится обсудить, т.к. я читал давно и тонкостей не помню, но посмотрю ваше обсуждение с видом гордого орла, парящего над схваткой. :)

А герои фильмов - тоже разные. Иногда удачные попадаются: смотришь и чувствуешь, что представлял(а) себе именно этого актера или актрису. Как они играют - вопрос второй, но тоже иногда неплохо. :)


У меня никогда не совпадают. Но бывают и приятные разочарования - Эркюля Пуаро я представляла значительно менее интересным, Дэвид Суше великолепно дополнил книжный образ, а вот мисс Марпл у меня не совпала ни с одной экранизацией. Другое дело, что иногда экранные образы начинают жить отдельно от книжного прообраза - яркий пример тому - Шерлок Холмс, который сначала побывал Ливановым, а совсем недавно - Камбербетчем. Оба образа весьма далеки от книжного оригинала, но при этом вполне самодостаточны, независимо от зрительских симпатий-антипатий.