Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2016 г. 17:42

426

3.5 Вторичная забавность

Конечно, после первых и "настоящих" Легенд эта крошечная книжка смотрится совсем просто, вторично и даже почти ненужно. Язык по-прежнему едок и образен, меткость взора не померкла, персонажи выпуклы и ярки. Но все это как-то мелко и непримечательно, как хороший пост в ЖЖ.

НО! Самое главное, что автор сам объясняет этот факт. И ради этого объяснения (и последнего рассказа, даже очерка, о котором ниже) и стоило потратить несколько часов на эту книжку. Все дело в историческом фоне, на котором или играют всеми красками мало-мальскии выбивающиеся из обыденности события, или пропадают в каше и хаосе даже самые заметные. Мы сейчас живем в таком информационном шуме, в таком ситуативно-красочном мире, что подобные "легендам перекрестков" комедии и трагикомедии положений ну совершенно незаметны. Сейчас уходя в книгу хочется видеть не такой же цветастый и клиповый мир, а что-то диаметрально другое. Именно этим я объясняю так сильно возросшую популярность семейных саг и камерных длинных драм. Мы можем читать сотни страниц внутренней жизни вроде обычной семьи и находить в этом не только удовольствие от хорошей литературы, а именно практически детективную интригу. Большие книги захватывают, увлекают и по-настоящему будоражат. Потому, что в мире поверхностного хочется хоть где-то почувствовать глубину, пространство и течение времени. Веллер это тоже хорошо подмечает, даже как-бы извиняясь за то, что рассказов мало, да и все они по большей части проходные. Но еще раз, потраченного времени ни в коем случае не жаль.

Второй момент – это Пушкин и Дантес. Во-первых, прекрасна сама мизансцена с открытием бюста "нашему всему" – это лучшая сцена всей книги и единственный момент искреннего смеха. А во-вторых, это потрясающий, даже где-то горький образ нашей системы образования. Как молодая учительница смогла "завести" своих учеников на настоящую умственную, аналитическую и даже исследовательскую деятельность. И как потом стало понятно, почему вся система изначально на такие эксперименты не настроена. Потому, что когда молодой, пытливый и голодный ум включается на полную катушку, в него очень сложно вбить базовые, удобные всем знания. Этот ум начинает доходить до всякого важного сам, начинает составлять свое мнение сначала о писателе, а потом и о всем происходящем. Справляйся потом с этой толпой свободно думающих подростков. А ведь на самом деле именно так появляются на свет полноценные личности, способные рассуждать, принимать самостоятельные решения и, что самое важное для всего мироздания – созидать. Но нет, свобода значит НЕпорядок. А такого в школе быть не должно! Поэтому Пушкин – наше все беспрекословно и без объяснений.

Так что, друзья, даже если вам будет жаль даже нескольких часов на остальную книгу, последний рассказ почитайте обязательно. Еще один момент чуть приоткрытого окна и глотка свежего воздуха вам обеспечен.