Больше рецензий
18 октября 2016 г. 14:24
2K
2.5 Кривые зеркала историка-эмигранта.
РецензияКнига американского историка и этнолога Юрия Слёзкина «Арктические зеркала» рассказывает о жизни коренных народов русского Севера, и в чем-то она даже может быть довольно интересной, однако ничего нового для себя я в ней не нашла. И в очередной раз убедилась, что читать произведения зарубежных авторов (пусть и русских эмигрантов), пишущих об истории России сложно, в силу их определённой пристрастности и необъективности.
Честно говоря, меня по-настоящему заинтересовал лишь раздел о первозданном Севере досоветского периода. Автор в нём старался незавуалированно описывать быт аборигенов Севера, не вытирая житейскую грязь и не закрывая глаза на жестокие нравы. В то же время, при описании культуры коренных народов, являющихся основной темой произведения, он галопирует и особо не стремится рассматривать затронутые им же темы, вроде как упомянул, и достаточно.
В заявлении автора о том, что «коренные северяне будут рассматриваться опосредованно — глазами россиян», позвольте усомниться, тут уж скорее глазами американца, но уж точно не россиянина все рассмотрено. А язвительные намеки на русское «гиперборейство» и вовсе удивляют.
Меня очень смутило, что Слёзкин словно с ходу ставит крест на народах Севера, мол, они ассимилируются, потеряют индивидуальность, растворятся в государстве и просто исчезнут с лица земли, в крайнем случае, превратятся в достопримечательность для туристов. Печально, что историк не видит возможности развития малых народностей, их способность сохранить многовековые традиции и культуру. Всё-таки русский Север, это не США, в котором коренные народы, мягко говоря, уничтожались и притеснялись всегда. Ах да, я забыла, ведь автор уж более 30 лет живет именно в США, возможно, поэтому его монография все время казалась мне «слегка» предвзятой, да и мерещилось, что он вот-вот начнет развивать тему резерваций, необходимых для уникального «развития» северных народов. И, конечно, большинство проблем этих народов, по мнению автора, связаны с «имперским господством России в Северной Евразии», да и СССР был гадким и протиииивным, всё время гнобил малые народы, не давая им жизни совершенно, …
Я думала, как бы написать об этой книге, пройдясь по каждому разделу, но решила, что меня всё же разорвет на кусочки от вредности и избытка выделяемого яда, поэтому ограничусь тем, что попытаюсь дать своё видение основных тезисов предисловия, в коем в принципе, и охарактеризована вся книга.
Предисловие некоего Пола Верта к труду Слёзкина несказанно удивило меня дифирамбами, щедро расточаемыми автору (во мне проснулась язва и желание выяснить, с какой планеты свалился этот самый Верт):
- автор внёс «неоценимый вклад в изучение российской истории». Перевожу на русский - он собрал инфу из разных источников и попытался систематизировать, и впрямь, ведь до него этим никто никогда не занимался. А если учесть что автор использовал 1418 источников, то да, он – первопроходец, ё-моё.
- «он внес существенный вклад в формирование взаимосвязей между исторической наукой и антропологией Евразии». А раньше, значит в дореволюционной России и в СССР ни антропологии, ни исторической науки не было, и уж точно они не могли взаимодействовать.
- «источники работы Слёзкина представляют собой любопытное и нетрадиционное сочетание официальных, этнографических и литературных материалов… Работа Слёзкина стала, таким образом, полезным противоядием от архивного фетишизма». Ась? Это чем же оно нетрадиционное – использованием этнографических материалов, цитат из воспоминаний, художественных текстов, тех же архивных материалов? Опять же работа создана на основе архивных материалов и является противоядием от «архивного фетишизма» - чё он там курит? Или я чего-то не понимаю и господин Верт пытался открыть Америку в монографии Слёзкина?
- «Слёзкин достиг беспрецедентных успехов в деле интеграции истории Сибири в общую историю России». Интегратор наш, ненаглядный. Ну как же, ведь даже дети знают, что издревле история Сибири была неразрывно связана только с историей Мадагаскара, и Слёзкин первым (опять же 1418 источников побоку) додумался связать Сибирь и Россию.
- автору «присущи богатые творческое воображение и интуиция». И тут меня окончательно накрыло, я то, наивная, всегда думала, что история изучается на основе фактов, а там где в основе лежит воображение – это уже фантастический жанр.
- «стоит отметить остроумие и утонченность, присущие прозе Слёзкина». Ага, местами даже сатирический журнал «Крокодил» плачет крокодильими слезами.
- «некоторых читателей могут раздражать необычный стиль автора и его склонность иронизировать над парадоксами исторического процесса». Да ладно, это же абсолютно нормально, когда автор неприкрыто стебётся над читателем и исследуемой темой...
И тэ дэ, и тэ пэ...
Книга прочитана в рамках 50-ого тура флэшмоба "Спаси книгу - напиши рецензию"
Комментарии
Ну я же не пишу, что книгу не стоит читать и она не интересна. Стоит читать, в ней очень много интересного изложено. Я бы даже сказала, что на 2/3 книга состоит из цитат взятых из трудов историков, речей государственных деятелей, законотворцев, политиков, идеологов коммунизма, из партийных резолюций и т д. История взаимоотношений Севера с "большим миром" раскрыта, подняты насущные вопросы и проблемы народов Севера.
Тема замечательная, но вот подача и трактовка материала мне не импонирует (и пусть я субъективна, пусть я зараза вредная). Автор мягко стелет, да местами острые кнопочки подкидывает.
Если историк, скажу грубо, позволяет себе уничижительные нотки по отношению к теме исследования - это чувствуется и оставляет неприятный осадочек. Он постоянно играет на противоречиях. На страницах книги в наличии дискуссия автора с другими историками, официальной мыслью, но всё равно где-то резко, где-то мягенько и почти незаметно, выводы сводятся к "коэфициентам отсталости", "будущему, которое осталось в прошлом", часто замаскированному проведению параллелей между чуждостью и неполноценностью, отрицанию возможного развития, к "дикости" и "дикарству"... Фуфух.
Многовато для меня было и пересказов (не цитат, не избранных анализируемых моментов, а именно пересказов) сюжетов произведений писателей Севера (Рытхэу, Санги, Неркаги,...) и писателей союза, популяризирующих, как он пишет "литературу Большого путешествия" (Арсеньева, Федосеева,..). И не понимаю я, как Дерсу Узала "символизировал гибель высшей нравственности".
О Верте как об историке сказать ничего не могу - не знакома с его монографией, но предисловие он в жанре оды написал. Когда я в первый раз прочитала предисловие у меня вопросов не возникло, но после прочтения всей книги я вернулась к нему и стала удивляться (опять же ИМХО).
Да нет, понятно было, что вы прочитали - вы высказались; мне возразить на самом деле нечего, ибо ни книги этой, ни вообще этого автора я не читал. Так что ваше мнение было интересно и я его учитывать буду, хотя
я тоже не люблю; по мне так историку вообще не надо показывать своих эмоций и своих симпатий и антипатий к темам своих работ.
В этой серии все книги узкоспециализованные :)
Все они состоят из таких элементов
Работа историка в том и заключается, что он собирает, систематизирует и анализирует материал, непонятно, в чем претензия к количеству источников.
Невнимательно читали мой отзыв.
Работа историка заключается также и в преподнесении анализируемого материала, в данном случае, кругу читателей. И от того как он это делает зависит в том числе и развитие исследуемого направления.
И претензия у меня не к количеству источников (к тому же почти треть "источников" - это художественная литература, которая может быть использована в историческом анализе, но с осторожностью, а осторожностью автор пренебрегает и, как пишет рецензент Верт, у автора богатое творческое воображение, что легко прослеживается в его личных оценках культуры и развития малых народов).
Претензия есть к однобокому и предвзятому толкованию информации. И я уже писала, что автор уничижительно относится к народам Севера. А историк не имеет права унижать народ, о котором пишет. Если ему неприязнена тема, то возможно, не стоило за неё браться.