Больше рецензий

14 октября 2016 г. 17:17

391

1 Кому лабрадудля?

Это поистине великолепная книга. Ее нужно издать ограниченной серией, в кожаном переплете с золотым тиснением, с цветными вклейками, меткими подписями под фотографиями сообщающими особенно важные моменты из жизни автора. Седоволосые профессора с "нобелем" в кармане за эпохальный, перевернувший представление масс о книге, роман, будут показывать его восторженным студентам в качестве примера, как не надо писать. Ибо столь посредственной, низкопробной литературной поделки я не встречала со времен "Вонгозеро" Яны Вагнер.
Тут я, конечно, сама виновата - купилась на волшебные слова "набирает популярность", не прочтя даже аннотации. Хотя - какая аннотация с таким названием? Вынесенное в авангард слово "дом" уже намекает: тут вам не Диккенс, не банальные бастарды, а вполне себе возвышенные призраки.
Впрочем, отсылки к девятому диккенсовскому роману таки присутствуют - дом на холодном холме Джеймса выглядит огромным, но заброшенным, так же, как и усадьба "Холодный дом" из одноименного произведения, который будто "пустил себе пулю в лоб".
Сюжет незамысловат и повторяет "Тайну Крикли-холла"и сотню других таких же т.н. триллеров. Т.н. - потому что автору, видимо, не знаком термин, ибо ничего волнительного за 350 страниц не происходит. Семья приезжает в старый, потрепанный, похожий на полусгнивший труп дом, где, конечно, водятся призраки, и, конечно, они начинают терроризировать новых жильцов, и, конечно, все заканчивается хорошо - или не очень. Питер Джеймс выдает средней руки поделку, проявляя себя, как неплохой копирайтер, сумевший связать воедино слова, но не давший им никакой жизни. Главный помощник Джеймса - шаблон. Шаблонные персонажи, карикатурный подросток - пустой, как чехол от Iphone, загадочный старик, побитые молью призраки...
Автор пытается выиграть толику читательского внимания неплохой завязкой и не совсем привычным финалом, но и он, по сути, настолько скучен, что вызывает лишь зевоту, а уж никак не "страх и трепет".
А ведь тема-то - неисчерпаема! Но эффект boo (более присущий фильма, конечно, но и художественная проза его не лишена)добивается совсем иными способами, нежели скучнейшими описаниями одежды или работы главных героев.
Приведу пример:

Олли Хэркурт был из породы вечных оптимистов. Стакан наполовину полон, это только к лучшему, все будет хорошо – в это Олли верил твердо. Ему исполнилось тридцать девять лет. Привлекательный, несколько растрепанный мужчина с копной светлых волос, в очках того типа, который так любят художники и вообще люди искусства. Он был одет в мешковатый кардиган, такие же мешковатые джинсы и крепкие грубые ботинки. На запястье поблескивали часы IWC.
Каро являла собой полную его противоположность. Она была на три года моложе, и сейчас на ней была новенькая синяя куртка Barbour, классика жанра, обтягивающие брючки и черные замшевые сапоги.


Джейд была у себя в спальне. Одета она была по-домашнему: джинсы, коротенький топ и носки.


Не вызывают интереса ни разговоры о механических копателях, ни привидения маленьких девочек. СЕРЬЕЗНО! ПРИВИДЕНИЯ, черт их дери, МАЛЕНЬКИХ ДЕВОЧЕК! Мы же знаем, что это - самое страшное в фильмах ужасов. Но Питер Джеймс мастерски делает из этого посредственное заявление, отказывая себе в последних заинтересованных читателях. Милота и лабрадудли, никакого хардкора.
Резюмируя вышесказанное, хочу вспомнить одно из главных правил профессионального читателя: сюжет может быть и избит, если мастерство исполнения на высоте. Но это, к сожалению, не про "Дом на холодном холме".