Больше рецензий

11 октября 2016 г. 00:24

396

4 Гуманистический сверхчеловек.

Почему эта книга и почему сейчас?

Триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья составило ядро новой религии - Прогресса, и новый Земной Град Прогресса должен был заменить Град Божий.

С этой мыслью читатель и открывает книгу, судорожно перелистывая тонкие страницы в поисках ответов на невероятно важные вопросы, которыми задаются далеко не все. С другой стороны, зачем же? У современного среднестатистического западного человека есть всё, о чём только можно было мечтать: не только хлеб, вода да крыша над головой - 2 машины, бесконечные путешествия, огромный шкаф с кучей брендового тряпья да холодильник, который и не закрывается от количества испорченной еды, которую не успевают потреблять. Фромм открывает глаза, вытягивает читателя наружу, знакомя его с матрицей, невидимой рукой рынка и страхом перед будущим. На самом деле мало кто счастлив в современном мире и нельзя достичь желаемого, будучи абсолютным аскетом или гедонистом. Как фрейдовская концепция либидозных желаний и травм детства, что влияют на нас и имеют отклик на протяжении целой жизни, так и сейчас гарантия счастья не может быть построена без четкого выбора: существования ради обладания или бытия. Фромм разбивает теорию о различии этих двух терминов на сферы жизни, где они проявляются (а проявляются они везде) - начиная частной собственностью и заканчивая чистой любовью, что прекрасно укладывается в голове читателя любого возраста и уровнем образования.
Человек теряет себя. Многие глубоко заблуждаются, решив, что если наступает эра нового человека, то эта форма жизни должна базироваться сугубо на технических модернизированных технологиях. А как же именно специфика человеческого организма? Как же те самые невидимые нейроны, которые осуществляют умственный процесс человека как биологического вида наряду с таким проявлением как эмоции и иррациональность. Человек обесценивается и становится очередным продуктом на рынке покупателей и продавцов.

Живое существо становится товаром на "рынке личностей"

Но проблема даже не в том, что люди выбираются по принципу привлекательности, богатого вида, какими-то специфическими чертами. Самым грустным моментом является тот факт, что человек не наслаждается покупкой после сделки. Покупатель получает удовольствие от процесса обмена денег на товар, но не более того. Да и что такое удовольствие? Эрих Фромм утверждает, что наслаждение не приносит счастья. Удовольствие требует накопления того или иного товара или эмоции, постоянного их пополнения, но не несет в себе никакой ценности.
Не перенаселение ли привело человечество к такой моральной деградации и обесценивания личности?

Есть все основания полагать, что рост населения увеличивает вероятность летального исхода для человечества в результате эпидемии чумы или в результате термоядерной войны"

Действительно, как много проблем бы исчезло за считанные дни. Нет голоду, войне, из-за снижения количества продукции цена на человека снова поднимется рыночной лапой, ископаемые исчерпают себя намного позже. Но кто вправе взять на себя такую ответственность и дать приказ на уничтожение той или иной нации, того или иного социального слоя? Разве может новый человек продолжать свое существование с мыслью, что его предок был уничтожен из-за якобы необходимого геноцида?
Фромм потрясающе вводит свою концепцию с помощью религии без веры в бога. Таким образом, его аудиторией да и приверженниками его учений может стать любой земной: православные, евреи, атеисты и гуманисты. Любой человек, осознающий свое бытие и бытие других, не может не руководствоваться какой-либо религией. Это может быть вера в Иисуса, Будду, авторитет, Вселенную или человека. Главное - это вера и цель. Конечно, жизнь не имеет какого-либо смысла, смысл ей придаём мы сами. Нужно лишь найти себя в этом мире и сделать всё для того, чтобы реализовать себя и обеспечить достойное, безопасное и счастливое будущее. Так как же и когда создать новое поколение? Не поглощайте, не пренасыщайте свое эго, не нужно иметь - ощущайте себя на своём месте, будьте сейчас.