Больше рецензий

7 октября 2016 г. 10:19

368

4

Широко известная книга Николая Раевского «Портреты заговорили» посвящена окружению Пушкина. К сожалению, в свое время ее было очень трудно достать даже в библиотеках, поэтому я сразу же заказала ее, как только увидела в «новинках».
Книга впервые была опубликована в 1978 г. И нынешняя книга напечатана именно по тексту 1978 г. (слава богу, сохранены советские комментарии и сноски).
Основное внимание исследователя уделяется семье Дарьи Федоровны Фикельмон. Ее отношениях с Вяземским, Пушкиным. Достаточно много рассказывается и о семье Гончаровых, очень интересен материал об Александре Николаевне Фризенгоф и ее потомках.
Конечно же, многие открытия Раевского уже утратили свою новизну, но язык у автора очень приятный. Но само издание – на мой, взгляд, просто ниже среднего. Начнем с того, что в книге с таким говорящим названием «Портреты заговорили» нет ни одного портрета! Даже черно-белых в тексте, не говоря уже о вкладках! Да, очень интересно читать о портретах и фотографиях людей, упомянутых в тексте – не видя в книге ни одной иллюстрации. Положим, лично я вполне четко представляю себе, как выглядели все эти люди, но основная масса читателей наверняка нет. Кстати, в связи с этим меня очень заинтересовало оформление обложки – издательство ведь не озаботилось проинформировать читателей о том, чьи портреты использованы в оформлении обложки. Положим, портреты первого ряда в комментариях не нуждаются – Н.Н.Пушкина кисти А.П.Брюллова и П.А.Вяземский и А.С.Пушкин кисти П.Ф.Соколова. А вот кто остальные дамы? – я нашла. В центре – портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой П.Ф.Соколова; Пушкин был знаком с этой семьей, но в тексте они не упоминаются. Два других портрета – работы А.П.Брюллова, М.О.Смирновой (справа) и С.А.Шуберт, баронессы Раль. Эти две фамилии не встречаются не только у Раевского, но и в справочнике «Пушкин и его окружение». Зачем же их разместили на обложке?
А вот что меня раздражало больше всего – то, что издательство просто перепечатало издание 1978 г. и даже не удосужилось снабдить его какими-то современными примечаниями и комментариями! Например, Раевский очень сокрушается, что к 1970-м г.г. не известно изображений Фикельмон в молодости – сейчас же их известно ок.5. Причем, среди них портреты не только любительские – работы тех же Брюллова и Соколова. А отрывки из дневников Фикельмон, которые Раевскому попадали через тридцать третьи руки – этот дневник уже несколько лет как опубликован на русском языке. Да наверное, за эти годы были обнаружены и другие новые документы на эти темы. Вот убыло бы от издательства, если бы они упомянули все эти сведения хотя бы в примечаниях?!
Кроме того, довольно-таки много опечаток – как в русских словах, так и иностранных.Бумага, правда, белая - спасибо и на этом.