Больше рецензий

28 сентября 2016 г. 19:56

437

Роман неожиданно заставил задуматься над банальным вопросом: что делает убедительным любое произведение, в том числе космический эпос наподобие «Пространства откровения». Судя по всему, его лучше читать не в порядке выхода томов, а в порядке внутренней хронологии, начиная с «Города бездны», а то и вообще с «Префекта» или «Великой стены».
Дело в том, что Рейнольдс, как всегда, пишет в весьма своеобразной манере, могущей оттолкнуть многих читателей. В особо тяжёлых случаях личность писателя, его взгляды и воззрения довлеют над текстом. Рейнольдс же едва не впадает в другую крайность — его тексты, кажется, лишены каких-либо авторских эмоций.
«Ковчег спасения» является прекрасной иллюстрацией подобного подхода. В разгаре противостояние с инопланетным разумом, грозящим уничтожить всё человечество. Нужно объединиться, но это невозможно — сочленители воюют с демархистами, да и внутри этих фракций нет единства. Каждый норовит обхитрить другого, преследуя личную выгоду или, как ему кажется, преследуя вполне благородные цели. На кону жизни миллиардов, а потому жизни сотен тысяч можно пустить в расход. Сюжет романа полон неожиданных поворотов, он напряжён и во многом непредсказуем — едва ли у каждого персонажа скелеты в шкафу и непонятно, какой из них выскочит на следующей странице.
Всё было бы отлично, однако у Рейнольдса в творчестве прослеживает одна нехорошая черта — он не умеет прописывать персонажей так, чтобы они западали в душу читателям. Нет, его герои яркие и убедительные, но им трудно сопереживать. Наверное потому, что сам автор не захотел, что называется, «вложить в них частичку души». Вот так и здесь. Центральным героем «Ковчега» является ветеран Клавэйн — человек удивительной судьбы, проживший 400 лет и видевший истоки раскола человеческой цивилизации. Его терзаниям веришь, но что-то не позволяет воспринимать его как живого человека.
Зато в другом автору не откажешь — в умении описывать технические детали. Вообще, поражает, сколько допущений способен вместить в своём романе Рейольдс. Квантовые парадоксы, нанотехнологии, копирование и перемещение разумов, искусственный интеллект, трансформация целых миров и многое многое другое. Вот, что по-настоящему привлекает Рейнольдса. Причём он никогда не скатывается в занудство, описывая сложнейшие детали понятно, интересно и красочно. Ради таких вещей его романы и читаешь.
У «Ковчега спасения», по сути дела одна серьёзная проблема — несбалансированный сюжет. Он медленно разгоняется, а финале ждёт неприятный сюрприз. В ключевой момент действие перескакивает вперёд, а самые драматичные эпизоды преподносятся в виде пересказа. Можно же было иначе — сократить скучное начало, а финал прописать более подробно.