Больше рецензий

sinbad7

Эксперт

Иксперт Лайвлиба

9 сентября 2016 г. 10:46

996

4 А наш дедушка Хадар совсем усоп

Он разложился на плесень и на липовый мёд


Книга посвящена смерти и умиранию в самой неприглядной форме, поэтому я бы поставил ей рейтинг 16+. В аннотации книгу Торгни Линдгрена сравнивают со "Смертью Ивана Ильича" Толстого и, чтобы понять разницу, я прочел и нашего классика. В сравнении с ним, я бы сказал, что Линдгрен пишет о совсем другом. В его книге больше символизма. Толстой дотошно исследует процесс болезни и медленного умирания - все эти "Отрицание - гнев - торговля - депрессия - принятие" он описал очень точно и достоверно. У Линдгрена процесс умирания не главное, у старичков никаких проблем с их повседневной жизнью, ну где-то ослабели, где-то поболело чего-то, на этом внимание не концентрируется - основная боль глубже и лежит в области отношений.
Здесь многое зашифровано каким-то мрачным шифром, скрыто холодным снегом...
картинка sinbad7

Дальше... попытки расшифровки


Возможны спойлеры
Реализм произведения под большим-большим вопросом, сама тема про шмелиный мёд очень интересна, сладость в земле, покойники в земле, один дед ест только соленую свинину, другой только сладости, потом начинает выдавливать нарывы на своем теле алюминиевой ложкой и кушать выдавленный гной, утверждая, что он сладкий - это что обычная нормальная жизнь? Как по мне, так эти старички-братья уже умерли и находятся в чистилище (в пользу их смерти говорит такой символический акт - когда Катарина рукой удовлетворяет Хадара, он кончает зеленой слизью) и страдают за свои грехи: обжорство, жестокость, насилие, вина... К ним приходит Катарина (возможно ангел? Еще одна версия Катарина - это Минна - жена Улофа, после того, как она умерла, она вернулась к ним, чтобы помочь им закончить их испытания в чистилище), она ухаживает за ними, как юродивый Кристофер про которого она пишет книгу,
Кристофер, обычно брал самых тяжелых больных на руки, чтобы они могли умереть в чьих-нибудь объятиях, ... с удовольствием опорожнял бочки с нечистотами бедняков и приговоренных к смерти в реку Морава. ... он жил вместе с прокаженными, ногтями соскребал с них грязь, промывал и перевязывал их язвы, кормил их со своей громадной деревянной ложки.
Как Кристофер она выслушивает их тяжелые истории, каждый видит их двойственную судьбу по-своему, их исповедь закончена, они готовы идти дальше, а дальше их ждет только смерть, смерть, как освобождение, они уже достаточно отстрадали и пережили, их держит только взаимная любовь-ненависть и смерть одного из них, представляемая каждым как путь к улучшению своей жизни, приводит к смерти обоих.
Но это однобокий взгляд, можно сказать и по-другому. Катарина "земную жизнь прошла до половины и очутилась в сумрачном лесу" ей был показан ад, один из его кругов... Для нее это своего рода испытание, и она, понимая это, не спешит уехать, даже когда дорога чиста, она решила пройти путь Кристофера до конца, возможно без этого ее книга не была бы закончена.
Ну и третий взгляд, тут я вспомнил про другого нашего классика Н.В. Гоголя и его книгу про смерть "Старосветские помещики", там кстати кошечка тоже сыграла роковую роль, и когда кошка Минна была убита, я понял, что рядом со стариками ходит Смерть, и Смерть - это Катарина.
Некоторые символические моменты сделаны как будто, просто чтобы было, ну, например, вот этот ров-стена, который копает-насыпает общий сын. Или дед, который провалился в яму с псом. Или как Хадар резал Минну. Шмелиные медки... вот да, это несомненно символ рая, счастья, детства, с такой надеждой говорят они про них.
Что книга дала лично мне? Книга успокаивает и пытается дать понять, что смерть это не самое страшное - иногда жизнь страшнее смерти, если то что показал Линдгрен, называть жизнью. Я не хотел бы так жить. Хотя обыденность такого умирания наверно может быть успокаивающей...
Вполне хорошо