Больше рецензий
2 сентября 2016 г. 21:54
3K
3
РецензияВоспринимается как невнятная агитка «восточной духовности». Не очень понятен посыл этой книги. Сами собой напрашиваются сравнения с Проппом. Но чем занимается Пропп в «Морфологии…» – понятно; он занимается литературоведением. А вот чем занимается Кэмпбелл – это еще вопрос.
Назвать эту книгу научной – не поворачивается язык, даже научно-популярной. Для публицистики как-то слишком объемно. Для хрестоматии – слишком бегло. Психологии здесь нет. Дли философии – слишком кухонно и не от себя.
В общем, в лучшем случае мы имеем что-то типа герменевтики на основе мифологических текстов. В худшем – раздутое донельзя сочинение на тему «Какие мифологии я прочитал и что общего в них нашел». Учитывая итоговые выводы уровня пятиклассника, про то, что «все прогнило в датском королевстве» – я склоняюсь к последнему.
Ладно, надо уже хоть что-нибудь доброе сказать. Кэмпбелл делает разбор действительно большого количества разнообразных мифов, в том числе малоизвестных. Человеку не в теме это будет любопытным и возможно спровоцирует взять что-нибудь почитать из первоисточников. Плохо то, что из всех этих мифов автор упрямо выдергивает то, что ему нужно, для иллюстрации своей мысли (именно так, в единственном числе), и игнорирует все остальное. Поэтому делать выводы о той или иной мифосистеме на основе кэмпбелловских рассуждений я бы не стал.
Резюмируя: если хотите про архетипы и бессознательное – читайте лучше Юнга. Хотите про мифы – читайте сами тексты с примечаниями специалистов. Хотите про структурализм – читайте Проппа. А Кэмпбелла я так и не придумал зачем читать.
Комментарии
+1. Пропп рулит, Кэмпбелл нервно курит.
А что порекомендуете почитать по сравнительной мифологии или сравнительному религиоведению?
Не компетентен, к сожалению.
Спасибо за рецензию.
Повёлся на "интересные факты о книге", на повышенное внимание к ней со стороны именитых режиссёров и начал читать. Реально в глаза бросается простая, а порой и просто странная логика. Действительно для обоснования своей идеи в ход идёт даже такое: "Собирательный герой мономифа являет себя как исключительно одаренный персонаж. Зачастую он бывает чтим своим сообществом, зачастую — непризнан или даже презираем." Это эпично! Т.е. ну даже если нет общего знаменателя, то можно просто сказать что зачастую всё так, и даже если всё наоборот - то тоже зачастую:)
На флибусте понравился отзыв:
"Даос в 13:23 (+02:00) / 18-09-2015
В данном исследовании Кэмпбелл старательно натягивает сову мифологии на глобус фрейдизма. Сова пищит, трещит по швам, сопротивляется... пофик, тянем.
Полученный глобус в перьях трудно сравнивать с другими исследованиями мифов, ибо те представляют собой либо ползучую эмпирику (вроде Фрэйзера) и их можно использовать как справочный материал, либо обоснование оригинальной идеи (вроде Грейвза), когда интересна именно она и трактовка мифов "под идею"... Пернатый же кадавр Кэмпбелла вызывает только одно желание - выкинуть его в мусорницу, после прочтения пары десятков страниц.".
Спасибо за наводку на Проппа, ещё не читал, гляну.
"натягивает сову мифологии на глобус фрейдизма" - просто прелестно :)
Читая данную книгу, у меня именно и возник, тот же самый образ совы натягивающийся на глобус.