Больше рецензий

2 сентября 2016 г. 14:56

259

4

Нет, я понимаю, что ничто, кроме Гранже, не Гранже. Но когда берешь в руки французский детектив, сравнения напрашиваются сами собой. Также как добрая половина рецензий на скандинавов, так или иначе приходят к сравнениям со Стигом Ларссоном. Ну так вот, это, конечно, товарищи, не Гранже. Нет здесь таких лихих переплетений сюжетных линий, темного прошлого персонажей и напряженного экшена. Но это вполне складно сделанный, добротный детектив. Добротный - вот именно этим словом, пожалуй, и можно охарактеризовать детективы, которые пишут женщины под мужскими псевдонимами (if you know what i mean). Всё вроде бы качественно, но звезд с неба не хватают. Однако ж это отнюдь не означает, что от чтения такого детектива нельзя получить удовольствие. Очень даже можно и "Человек, рисующий синие круги" еще одно тому подтверждение.

Итак, что же предлагает нам Фредерик Одуан-Рузо, она же Фред Варгас.
Главный герой - комиссар полиции Жан-Батист Адамберг. Безусловно талантливый полицейский, но, как водится, себе на уме. На факты не полагается, рассуждать не любит, и вообще интуицией единой преступления раскрывает. Замкнут и одинок, но разумеется, обладает невероятной харизмой. Одним словом, типичный главный герой детектива. Успешно раскрывать преступления может только харизматичный и гениальный одиночка со странностями - более никто. (Интересно, существуют ли детективы, в которых главный герой - посредственный коп, но зато весельчак и душа компании и расследовать убийства ему помогает работа в команде?) Автор смогла показать Адамберга таким, что уже через десяток страниц, читатель вместе со всеми персонажами попадает под обаяние комиссара и проникается к нему симпатией. Но, честно говоря, его метод расследования - посидел, походил, порисовал листья в блокноте, раскрыл убийство - несколько обескураживает. Всё-таки, читая детектив, хочется видеть в реальном времени цепочку рассуждений героя. Но тут автор, спасибо ей, нас в беспомощном положении не бросает. За логику отвечает инспектор Данглар. Отец-одиночка, пьяница и человек, доверяющий исключительно фактам. Адамберг и Данглар настолько противоположны друг другу, что это даже неправдоподобно (о правдоподобности я еще скажу отдельно, в спойлерной части рецензии). Но зато, если бы их собрать вместе, получился бы один идеальный супер полицейский. И несмотря на то, что вроде как ГГ книги является Адамберг, какого-то явного его превосходства над остальными персонажами, и особенно над инспектором, не ощущается. Да, убийство в итоге раскрывает именно комиссар, но по ходу действа выделялся он, откровенно говоря маловато.
Помимо двух основных персонажей, присутствуют очень яркие и запоминающиеся второстепенные. И за них надо сказать Варгас отдельное спасибо. Они действительно интересные, необычные, возможно несколько too much, но это их не портит.

Пара слов о сюжете. Шикарно придуманное преступление. Вот правда. Человек с кругами на протяжении всего романа водит полицию и нас вместе с ней по кругу. Подозрение падает то на одного персонажа, то на другого, и конец совсем не очевиден. Единственное, что несколько меня расстроило в этом идеальном преступлении - мотив. Он мне остался несколько непонятен и для такого красивого убийства как-то мелковат. Было ощущение, что Варгас продумала как герой будет убивать, но не придумала зачем. Но об этом, а также о любовной линии - которая, конечно, есть (автор же женщина), но лучше б ее не было - я подробнее расскажу в спойлерной части своей рецензии. А для тех, кто остановится здесь, скажу, что несмотря на все недостатки книга мне понравилась. Вполне достойный образец жанра и не самый плохой способ скоротать пару вечеров.

Дальше будут спойлерные-спойлеры, я там прямо скажу кто убийца, поэтому если вы еще только собираетесь прочесть эту книгу, то не читайте дальше или не говорите, что вас не предупреждали...


Начну с мотива. Итак, Ле Нермор - профессор-византолог, автор множества книг - убивает свою жену, которая, оказывается, писала книги за него. А теперь она решилась уйти и раскрыть его тайну. Ок, допустим. Угроза потери репутации вполне убедительный мотив для убийства. Но! Что мешало Дельфине уйти раньше? Финансовой зависимости от него у нее не было. Она собиралась завещать свое имущество сестре, значит, было что завещать. Она много лет имела любовников, о чем знал супруг. В конце концов, у нее было дело, которым она могла заниматься. Однако же, чем-то ей грозил этот тщедушный человечек, каким-то образом он держал ее возле себя. Что изменилось? Почему она столько лет боялась развода, а потом вдруг решилась? Для меня это осталось абсолютно непонятным. Варгас не посчитала нужным уделить достаточно внимания объяснению причин, которые привели к преступлению, и это делает его несколько неправдоподобным. О, кстати о правдоподобии. У нас есть комиссар Адамберг, который разыскивает убийцу. У комиссара есть любимая женщина, которая много лет назад от него сбежала. У любимой женщины комиссара есть мать, которая очень любит наблюдать за рандомными людьми на улицах Парижа. За восемь лет до описанных в книге событий (восемь лет, Карл) мать любимой женщины комиссара несколько недель наблюдала в кафе за странным мужчиной и его супругой. И именно этот мужчина, за которым восемь лет (восемь лет!) назад наблюдала мать любимой женщины комиссара, и оказывается в итоге убийцей, которого разыскивает комиссар Адамберг. Серьезно?! Вы меня простите, но только мне это кажется уж слишком невероятным совпадением? Ну и, конечно, вопрос, который мучал меня на протяжении всей книги. Зачем вообще нужна эта любимая женщина? Вот честно, это одна из самых странных любовных линий, которую я вообще встречала. И самая странная и непонятная героиня в этой книге.
"Я тебя люблю, я поехала в какое-то там Тимбукту." Очень логично, ведь все именно так и делают
"Ах, моя любимая малышка, где она сейчас, ах, а вдруг она мертва" Ты гениальный полицейский, черт возьми, пойди да узнай
"Ах, зачем ты появился в жизни моей дочери, из-за тебя она скитается по миру" Штаа? Он ее заставил что ли?
Ну и напоследочек:
-Ах, здравствуй Жан-Батист, я так тебя люблю, что не могу с тобою быть, уйди
-Нет, дай побыть с тобою хоть часок
-Ну ок, ладно
Всё это настолько неуместно и нелепо, что даже смешно. Непонятно зачем вообще все эти мексиканские страсти сюда запихнули. Видимо, очень хотелось Варгас добавить толику романтики. Ну как-то вышло так себе. Спасибо, что по крайней мере не стала развивать тему любовного треугольника Матильда/Данглар/красавец-слепой. Хотя что-то мне подсказывает, что в продолжении этого не избежать.