Больше рецензий
15 августа 2016 г. 16:55
93
5 «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, продолжает жить в глубине наших душ и отравляет нас. Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания – это путь к очищению…Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему».
РецензияВ книге Уайлда «Портрет Дориана Грея» основным вопросом является спор двух направлений в эстетике, а именно классической и неклассической. Представителем первой в романе представлен художник Бэзил Холлуорд. Для классического понимания мира характерны такие идеалы как красота, молодость, одухотворенность и возвышенность, Чистота мысли и разума, всё то, что является неисчерпаемым источником вдохновения для художника классической эпохи. Неклассический подход оформляет свой взгляд на мир совсем наоборот, отрицая все то, что возвышает классика. Представителем этого направления в романе является Лорд Генри. Яркий пример в романе можно обнаружить уже на первых страницах, когда Бэзил выражает свои сомнения о том стоит ли знакомить Дориана с лордом Генри, поскольку боялся, что его классические традиции, вложенные в Дориана падут под пагубным влиянием лорда. Нельзя сказать, что неклассический подход строго отрицательный, ведь в истории все течет и развивается, одно сменяется другим. Поэтому и классическая философия была вытеснена неклассической, у которой более свежий, новый взгляд на окружающее. Таким образом, в романе переосмысливается все, от предназначения Красоты, индивидуальности художника в творчестве до смерти. Кажется, что автор и сам находится в поиске, поскольку разные герои романа высказывают совершенно противоположные мысли, мнения и т.д.
«Всякое желание, которое мы стараемся подавить, продолжает жить в глубине наших душ и отравляет нас. Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания – это путь к очищению…Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему». Лорд Генри своим высказыванием опровергает все традиционные истины, ведь грех всегда считался тем, что совершать нельзя, что отразится на твоем духовном состоянии, загрязнит твой разум и душу. По его мыслям благоразумие не должно преобладать в человеке, поскольку только об ошибках человек как раз и не жалеет, говорит о том, что ошибки необходимо совершать, чтобы познать жизнь полностью, соприкоснуться таким образом с ее очарованием.
Касаясь темы искусства, можно сказать о том, что людей можно поделить на 2 категории: те, кто творит и те, кто сам хочет быть творением. Один человек не может являться и тем и другим, лишь выбрать между ними и пытаться приблизиться к Совершенному творцу.
Одной из наиболее важных тем является концепт Красоты. В традиционном понимании мы можем говорить, что это нечто совершенное, от чего мы можем получить эстетическое удовольствие, нечто светлое, непорочное. В романе же она предстает перед нами совсем в другом свете, здесь Красота является чем-то греховным, пагубным, жестоким и скорее ассоциируется с проклятьем, нежели с даром свыше. Красота становится властью, с помощью которой можно возвыситься над людьми, управлять ими.
Говорится о том, что Красота – Идеал, величайшее, что мы можем иметь, поскольку она даже не требует объяснений. Интересная мысль о том, что глупы те, кто не судит по поверхности. Мы привыкли копаться в глубинах чего бы то ни было, искать потаенные смыслы, но здесь же идея о том, что на самом деле мы можем увидеть все без лишних мучений. «А Красота - одна из форм Гениальности, она даже выше Гениальности, ибо не требует, чтобы ее объясняли. Она - одно из великих явления природы, подобно солнечному свету, приходу весны или отражению в тёмной воде этой серебряной раковины, которую мы называем луной. Красота не может подвергаться сомнению. Она обладает священным правом на абсолютную власть, и те, кто наделен ею, сами становятся властелинами… Люди иногда говорят, что Красота слишком поверхностна. Может быть. Но она, по крайней мере, не настолько поверхностна, как Мысль. Для меня Красота — величайшее чудо. Только поверхностные люди не судят обо всём по внешнему виду. Подлинная тайна мира заключается в том, что мы видим, а не в том, что сокрыто от наших глаз». В произведении идет постоянный эстетический конфликт, поиск Истины. Само предназначение Красоты подвергается переосмыслению в романе. В нашем понимании Красота – краткое мгновение, невечное, подверженное изменениям. В романе же Красота соприкасается и с Раем и с Адом, ее нельзя отнести ни к хорошему, ни к плохому, она многогранна, непостижима, даже разрушает все, к чему прикасается.
Само искусство стоит выше таких понятий как добро и зло, выше жизни, это не искусство подражает жизни, а жизнь ему. С одной стороны, можно согласиться с этим суждением, ведь в картины художники вкладывают всю свою душу, отражают идеал, который в жизни является недостижимым. Однако, стоит отметить, что в романе поддерживаются такие мысли, принадлежащие к классической эстетики, как Вечность, Абсолют, непоколебимость. Конец романа – смерть Дориана, можно сказать, что эта смерть являлась необходимой. Дориан наказан своей красотой. Это сила, которую человек не способен обуздать, будь она вечной. Все грехи отражались на портрете, в то время как Красота Дориана оставалась нетронутой, такой же чистой и невинной, когда гнила его душа (портрет, заключивший ее в свою темницу). Но в конце произведения, Дориан, пытается уничтожить свою душу, то есть картину, но погибает сам. Таким образом, картина, искусство в целом – то, что должно быть вечным, нетронутым, способным навечно запечатлеть тайну Красоты, молодости, которые могут оставаться таковыми только в произведениях искусства. Искусство творится ради искусства по мысли Уайлда. В произведении главенствующая роль отводится портрету, относительно которого по мере развития сюжета, мы начинаем сомневаться кто является подлиннее – портрет Дориана или он сам. Сам портрет как таковой должен отражать не только земную часть человека, но и его небесность. Интересна и позиция Гегеля по поводу портрета, говорившего о том, что не надо изображать человека таким как ты его видишь, важные духовные качества, его внутренний мир.
Красота Дориана нетронута, идеальна, чиста на картине Бэзила – вечной, как и все произведения искусства, а душа его мертва, как и уродливое тело, а уродливо оно от того, что являет собой её отражение... Искусство же, с точки зрения Уайльда, ничего не призвано отражать – ни человека, ни природу, оно существует как бы отдельно от жизни, оно независимо и самодостаточно, и в искусстве, в живописи, лишь сохранено то мгновенное, что было присуще объекту на момент создания произведения.
Тему смерти в романе можно отнести и к концепту Красоты и Искусства. Смерть здесь очень символична. Первая кто умирает – Сибила Вейн, девушка, которая жила миром искусства, вся ее сущности основывалась на его идеальном мире, однако познав чувство любви, она как бы выпадает из мира Искусства, что приводит к смерти. Она разучилась лгать, как мне кажется ложь – некая составляющая искусства, ведь даже копируя реальность, художник привносит в нее что-то свое, некую фальшь. Поначалу Дориан сильно переживает, но после убеждений Лорда Генри он понимает, что она вовсе и не жила, следовательно, не умирала. Совершенно наоборот воспринимает ее смерть Бэзил. Смерть этой героини – отправная точка грехопадения Дориана.
Еще одна смерть связана с художником, написавшим портрет Дориана, Бэзилом Холуордом, который умер из-за него. Хотя может и не столько из-за него, поскольку Дориан решился ему показать не столько портрет, сколько обнажить свою уродливую душу, раскрыть все свои тайны. Бэзил был единственным, кто по-настоящему заботился о Дориане, пытался вытащить из затянувшей его пучиной грехов. Но зло не принимает добро, оно уничтожает его, вот и художник был им убит. Он погиб из-за своего творения, своего восхищения Красотой, вложив в картину слишком много себя самого, возможно, он сделал этим большую ошибку.
Комментарии
Как хорошо написана рецензия! Скажите, пожалуйста, у вас филологическое образование?
Спасибо! Нет, но взаимосвязано, переводческое