Больше рецензий

11 августа 2016 г. 20:23

216

5 Робот, ты же был человеком...

Есть у меня одна привычка, которую нужно рассматривать как следствие наметившейся в моём восприятии тенденции. Причём тенденция эта не уникальна и присуща, как я полагаю, большинству почитателей книг, сочетающих любовь к чтению с интересом к другим видам досуга. Выражается она в том, что фильмы-экранизации в моём сознании выступают не столько в качестве самостоятельного произведения, сколько в виде трейлера для печатной книги.
Да-да, экранизация в моём понимании - это такой большой красочный рекламный ролик (к тому же зачастую стоящий уйму денег), который призван обратить моё драгоценное внимание на ту или иную книгу. Звучит смешно? Ну что ж, согласна. Но если бы вы знали, сколько прекрасных книг я открыла благодаря такой точке зрения!
Ну а привычка (как вы уже, наверное, поняли) состоит в том, что я с азартом, достойным лучшего применения, сравниваю книжную и экранную версии. Иногда выигрывает фильм, чей сценарий создан по книге, но чаще всё-таки побеждает оригинал. Потому что нет такого инструмента, трюка или спецэффекта, который может переиграть старое доброе воображение, пробуждающееся от воздействия умело сказанного слова.

А теперь о фильме и о книге


Вначале был фильм, который так и назывался - «Двухсотлетний человек». Главную роль - робота Эндрю, буквально положившему всю свою жизнь на исполнение сокровенного желания - исполнил Робин Уильямс. Поначалу меня удивил выбор режиссёра - разве так должен выглядеть андроид, желающий доказать всему миру свою человеческую натуру? Начиная с момента появления Эндрю на экране и практически до самого последнего кадра актёр стремился продемонстрировать свой - да, потрясающий, надо признать - талант комика. Вспомните-ка тот эпизод, когда Эндрю, только что появившийся в семье Мартинов, устраивает целое представление для того, чтобы зачитать три закона робототехники - постулаты, лежащие в основе всей робовселенной Айзека Азимова. А моменты, когда Эндрю, доказывая свою человечность, научается шутить, танцевать и снижать своё напряжение с помощью ругательств! Так вот, открою маленький секрет - в книге этих юмористических моментов нет. Зато есть история того, как Эндрю, уже заслуживший своим талантом и трудом право именоваться «мистером Мартином», проходит длинный - продолжительностью в несколько десятилетий - путь, полный юридических уловок, политических тонкостей и, разумеется, массы внутренних и внешних перестроек. Окончательный апгрейд приводит к тому, что Эндрю - фактически ценой жизни - доказывает своё право, если обратиться к юридической терминологии, не только быть человеком «де-факто», но и называться им «де-юре».

Да, уже после просмотра я наконец поняла, почему всё-таки именно Робин Уильямс сыграл эту роль в одноименном фильме. Нет, это не попытка превратить потенциальную проблему будущего в комическое шоу. Просто игра этого актёра - полушутливая, полусерьёзная, с едва уловимым оттенком легкой грусти - будила в сердцах зрителей понимание того, что значит быть человеком. И хотя книжный Эндрю и не помышлял связать себя узами брака, всё же рискну предположить (и виной этому моё слабое человеческое сердце), что первопричиной его стремления стать человеком была любовь.
картинка Little_Red_Book

Ветка комментариев


Ах, о старом любимом кино можно говорить долго, долго, долго... :) И практически всегда со знаком "плюс". Странное дело - бывает, любимый фильм уже давным-давно смонтирован (а, значит, застыл в определенной форме), но со временем становится только лучше - как вино :)


Старое кино - это наша душа, а она стареет никогда :)


Точно! :) Так будем же и дальше следовать этому правилу!