Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2016 г. 18:19

558

2.5 Аллегория причиняющая боль.

Несколько месяцев назад окидывая взором свой литературный календарь я остановился взглядом на «Рамаяне». И наивно подумал, что это будет глоток свежего воздуха. Действительно в череде древнегреческих авторов индийский эпос смотрелся, как некий оазис в пустыне. Но произошло то, чего я не мог предположить. Я так сильно погрузился в труды Платона, что всем своим существом желал наброситься на Аристотеля и наблюдать за дальнейшей эволюцией философских идей. И тут уж «Рамаяна» оказалась совсем не к месту. Но хватит лиризма.
Для некоторых людей индийские произведения становятся своеобразной преградой. Они кажутся сложными и непонятными. Это происходит из-за того, что терминология нам не совсем привычна, поэтому зачастую приходится смотреть обозначение того или иного названия в словаре. Это отвлекает. Теряется некая целостность. Но во-первых, «Рамяна» довольно лёгкое произведение. Во-вторых, я целый год читал «Махабхарату» и непонаслышке знаком с индийской терминологией. Поэтому «Рамаяна» показалась мне лёгкой сказкой, которую обычно читают ради отдыха.
Но быть может насчёт сказки было заблуждение, так как уже после того, как я перевернул последнюю страницу, мне стало известно, что этот эпос скорее всего является злой аллегорией на народ о. Шри-Ланка.
Между прочим мост соединяющий Индию и о. Шри-Ланка, не менее загадочное и потрясающее явление, чем пирамиды в Египте. Существуют доказательства, что «Мост Рамы» — это рукотворное сооружение. Его длина достигает 48 километров, а ширина варьируется в районе от 1,5 до 4 километров. В это тяжело поверить. Просто невероятно. Но мы немного отклонились от курса.
Если вы возьмёте «Рамаяну» и просто начнёте читать, то вы попадёте в мир где люди-обезьяны воюют против оборотней, вампиров, демонов и прочих тёмных сил. Довольно забавно и интригующе, неправда ли?
Если же вы начитаетесь статей посвящённых «Рамаяне» и не будете воспринимать все буквально, то вы попадёте в дикий мир где одни индийские племена были более развиты, чем остальные. Где доминировали арийцы пришедшие с севера. Остальные же были на таком низком уровне развития, что их сравнивали с обезьянами, медведями, а за чёрный цвет кожи прозвали демонами. Бытует мнение, что племена «обезьян» — это представители промежуточной стадии эволюции между обезьяной и человеком.
Таким образом, каждый может найти в этом эпосе что-то своё. И это безусловно плюс.
Может мне показалось, но я заметил забавную тенденцию. Трагичный поворот сюжета — дело женских рук. Изгнали главного героя по вине двух женщин: Кайкеи и её служанки. Откровенная война между Рамой и ракшасам начинается из-за двух женщин. Сначала ракшаси влюбляется в Раму, но он со своим братом невинно насмехается над её уродством, а затем за плохое поведение его брат отрезает ей нос и уши. Она начинает мстить и натравливает своих братьев на героя. Затем, жена Рамы Сита устраивает непонятную истерику в результате чего отсылает от себя последнего защитника и позволяет ракшасам себя украсть.
Вы можете сказать сейчас: "Так не интересно, ты уже рассказал сюжетную линию". Но нет. Я рассказал лишь небольшие детали, которые безусловно играют ключевую роль, но по ним ничего нельзя понять. Да и спешу вас расстроить, название многих глав будет для вас "спойлером", так как они имеют такие названия: «Победа Ангады над Ваджрадамштрой», «Победа Ханумана над Акампаной» и т.п. И главы с такими названиями будут нести лишь один конец. Ничего иного не произойдёт. Это немного навевает скуку.
Так же утомляет описание битв. Они сверх гиперболизированны. Бесконечные раны, которые наносят друг другу персонажи эпоса, вообще не имеют никакого эффекта. Я могу предположить, что у них было примитивное оружие и большинство стрел просто напросто не пробивало доспех и не пронзало тело.
Так же я особо не увидел философии. Либо она прошла мимо меня, либо её попросту не было.
В общем впечатления неоднозначные. Быть может это следствие того, что её читают на распев, а у меня был перевод в прозе.

Благодарен majougari за прекрасный совет.