Больше рецензий

30 июля 2016 г. 13:05

490

3 Жан-Ноэль Робер. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой. М.: НЛО, 2004. 400 с., илл.

Omnium vitiorum patres Graeci.
Латинская поговорка
…подлинная история города — история постоянной эволюции, сплава всех влияний, которые Рим сумел ассимилировать в череде побед и поражений, чтобы создать свой уникальный и неповторимый образ.
Робер Ж.-Н.


Сложносоставное впечатление произвела на меня книга сия. И негативного в нем куда больше, к сожалению. Правда, оговорюсь сразу, — к автору книги у меня минимум претензий. Это мои тараканы: мне просто не нравятся книги в столь модном ныне жанре обобщения, когда все обо всем. И когда, говоря о столь далеком прошлом, бросаются словами «Рим периода республики» (а говорят о последних 50 годах этого периода) или «все диктует Ее Величество Мода, пришедшая в Рим из Греции». Ну и еще одно: пока автор в своих рассуждениях дошел-таки до римской самобытности и уникальной культуры, он несколько раз успел проговорить, что патриархально-добродетельные римляне все, что было у них эдакого классного, тиснули у своих умных, талантливых и вообще замечательных соседей… Мне это сильно напоминает лекции моего коллеги о римской литературе, после которых студенты приходят ко мне и сообщают, что в Риме-де никакой литературы не было вообще…
Но вернемся к баранам Ификла, то бишь к книге Робера в пер. А. Якимова, К. Щербино, Е. Сутоцкой и Е. Поляковой. Вызывает уважение эрудиция и начитанность автора. Интересной показалась глава «Мода и религия», узнала о вакхическом культе, процветавшем в Риме (жаль, не знала этого раньше). Прекрасное впечатление произвела первая часть последней главы (Мода и литература), где автор повествует о Катулле — прочитала с огромным интересом, хотя и она показалась несколько поверхностной, поскольку возводить всего Катулла только к Каллимаху, верно, не стоит.
Но: я не могу и не буду ее никому рекомендовать. Для рекомендаций существуют прекрасные и проверенные годами монографии М.Е. Сергеенко (Жизнь древнего Рима (1964); Простые люди древней Италии (1964)) и Г.С. Кнабе (Древний Рим — история и повседневность: очерки (1986)) о повседневной жизни в Риме. (Кстати сказать, читая главу о моде в одежде и украшениях, я постоянно ловила себя на том, что все это уже читала — у той же М.Е. Сергеенко, где и сведений больше, да еще и с латинскими названиями!). Все они прекрасно написаны — зачитаешься, и не спотыкается глаз на ошибках и ляпах переводчиков. А последних в рецензируемом издании слишком много. Вот пара примеров: конные воины, которые на тогах носили ленты поуже, чем сенаторы, и им разрешалось носить золотое кольцо. Или: «Катулл в 84-м стихотворении смеется над Аррием, который говорит «havantage» вместо «avantage»» (284). Эдакий французский Катулл...
Книга в целом, скорее, не понравилась, чем понравилась, увы.

Пусть остаток лета и начало осени будет роскошным, сестры Anais-Anais, Bernard_Kusaka и Deny!