Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

24 июля 2016 г. 12:54

206

3

Я не слишком хорошо отношусь к сборникам рассказов. Все-таки одно большое целостное произведение я воспринимаю лучше, чем много маленьких, пусть и не менее целостных. Поэтому, к этой книги я подбирался долго. Узнал о ней из журнала «Мир Фантастики» где о ней вполне тепло отзывались. Мол – квинтэссенция киберпанка и все такое прочее. При всем своем положительном отношении к этому жанру, подобное я пропустить не мог. Поэтому любовь к жанру пересилила нелюбовь к форме.

А на самом деле?


Ну, на самом деле все оказалось не так и радужно. Киберпанка здесь не так чтобы и много. Это больше похоже на то, что редактор сборника попросил своих знакомых авторов, писавших в жанре киберпанк, прислать какой-нибудь рассказ. Поэтому так получилось, что сборник получился необычным по содержанию. Тут есть и то, что можно бы назвать киберпанком, но с натяжкой. Практически никаких «хай-тех, лоу-лайф». Какие-то элементы, без сомнения, здесь есть. Вроде и новая культура, и какие-то наркотики. Но, например, каким боком относится к киберпанку «Камень»? Или история про космическую станцию?

Поэтому, ощущения от этого сборника у меня остались очень двойственные. Жажда киберпанка так и осталась неудовлетворенной. Хотелось бы чего-то большего и необычного. Впрочем, ладно, признаюсь, автор сам признался в начале сборника, что зеркальные очки – лишь метафора, и что она хорошо подходит и к байкерам, и к пилотам истребителей. Ко всем тем, кто скрывает свою сущность от людей, кто считает, что он находится вне закона. И с этой точки зрения, книга вполне органична. Герои всех рассказов находятся на такой грани социума.

Будь то космонавт на постепенно загибающейся космической станции, или автор новых наркотиков, звезда нового искусства. Каждый из них смотрит на социум с необычного угла зрения. И это, пожалуй, единственное, что общее у этих рассказов. Но, мне кажется, что этого недостаточно. Не хватает для гордого имени «нитка, на которую можно нанизать все рассказы».

Опять же – древность этого сборника. До России он слишком долго добирался. При этом, многие вещи кажутся уже какими-то совершенно незнакомыми. Мне кажется, в момент, когда он выходил на своей родине, он был принят гораздо лучше, казался еще одним дуновением свежего ветра, в жанре, который еще не успел обрасти шаблонами и стереотипами, не успело обрести свое лицо. Лицо, которому возможно предстоит превратиться в маску. Ну, это я так излишне завуалировано говорю, что сейчас я уже все-таки слишком буквально понимаю название киберпанк. Слишком полагаюсь на внешние его приметы, упуская из вида его «наполнение».

Так что да, признаюсь, я не истинный любитель киберпанка. Я любитель его внешних проявлений. Декораций, атмосферы и всего прочего. Вероятно, это, плюс синдром завышенного ожидания, и сыграло плохую шутку с моим восприятием. Я не был готов к такому разнообразию различных историй, времен и героев. Перепрыгивать от одного рассказа к другому, с необходимостью вновь знакомится с новым миром – это все-таки не для меня. Мне хочется погрузится в один мир, но делать это по самую макушку. Заглядывать во все уголки. С рассказами так не получается. Увы.

Поэтому и такая оценка. Очень субъективная, очень личная. Из всего сборника мне запомнились всего несколько – «Камень», «Моцарт в зеркальных очках» и «400 поганцев». Так что, для меня КПД этой книги был не слишком высоким. Хотя с ассортиментом, авторы поступили правильно, мне кажется, что здесь решили брать количеством. Каждому возможно понравится что-то свое. Кто-то посмеется над «Байками про Гудини», кто-то попытается найти привычные элементы в «Глазах Змеи» или в «Проблемах выживания». Так что, вероятно, сборник найдет своих читателей. Особенно, если смотреть на оценки этой книги на различных сайтах.