Больше рецензий
2 июля 2016 г. 20:51
761
5 Просто мой самый любимый писатель
РецензияБольше всего он ненавидел и несправедливость: линчевание негров не за преступления, которые они совершили, а за то, что у них черная кожа... неравенство... Но он любил ее, это была его земля. Любил, хотя должен был кое-что ненавидеть, ибо теперь он знал, что любишь не за что-то, ты любишь вопреки, не за достоинства, в вопреки недостаткам.
В первых строчках я признаюсь, честно, что Фолкнер мой самый любимый писатель уже осознанного, надеюсь взрослого, зрелого возраста. Он встал на тоже самое место, чем и кем в подростковом возрасте был Стивен Кинг, да и собственно, что греха таить, до сих пор в современной литературе является. Его романы мне в первую очередь рассказывают о взрослении. Поэтому в том числе я уже несколько лет как отношу себя к поклонникам и фанатам творчества знаменитого американского писателя Уильяма Фолкнера. Я уже читал один нон-фикшн, посвященный его биографии - Анастасьев "Хозяин Йокнапатофы". Теперь вот решил обратиться к Грибанову и серии ЖЗЛ.
Ну, что сказать. Книга совершенно другая. Начало книги, как и конец повторяют некоторые факты биографии Фолкнера работы Анастасьева. Это, во-первых, биографические характеристики дедушки и прадедушки Фолкнера, священные и вековые прообразы семейства Сарторисов, с которых зарождение Йокнапатофы и началось. И финал - статья Фолкнера против капитализма в Америке и общества потребления. Анастасьев просто сказал мне, что Фолкнер полюбил коммунизм ( и стало понятно почему его любили печатать и читать в Советском союзе), а Грибанов заинтересовал спойлерами о том, что "Особняк" во многом посвящен политике и коммунизму.
В книге очень много спойлеров - процентов 70 % текста Грибанова посвящено разборам и пересказам всех основных произведений Фолкнера. Поэтому, если вы еще не читали или не всё прочитали у Великого классика я крайне не рекомендую Вам браться за эту прекрасную книгу. Будет скучно, неинтересно и все сюжеты будут сразу известны. И Фолкнер точно тогда пройдет мимо Вас, что будет печально. Потому что он действительно гениальный и лучший, на мой взгляд, американский писатель!
Мне очень понравилась какую национальную роль Фолкнера автор придает его существованию в американской литературе. Потому что именно этот писатель возродил ту национальную литературу, которую когда то писал сам Марк Твен. Почитайте последний роман "Похитители" Фолкнера и Вы в этом лишний раз убедитесь. Уильям Фолкнер считал, что настоящая, стоящая литература должна быть национальной. И примеры нам тысячи: Франция - Флобер, Россия - Толстой, Достоевский, Англия - Остин и Диккенс. В отличии от Анастасьева Грибанов говорит, что Фолкнер отвергал свое отношение к Прусту, Джойсу и экзистенциализму, хотя с другой стороны "Шум и ярость" пропитан настроениями постмодернизма. Вероятнее всего, по крайней мере теперь, перечитав уже почти всё я сделал, именно такой вывод, Фолкнер сочетает в своем творчестве модернизм и дух национальной литературы, тем самым используя поток сознания только, как инструмент, это не одна форма, как у других, здесь есть в равном числе и подлинное содержание! Это именно то, что отделяет и выделяет лично для меня Уильяма Фолкнера среди других классических авторов того времени. Конечно, когда Квентин пытается разбить циферблат часов - нам совершенно понятно, он хочет разрешить вечный вопрос экзистенциализма, но к чему это приводит Фолкнеровского героя, который уже выслушал историю Розы Коуфилд на страницах Авессалома...
При этом по пятам нас преследует именно Достоевский. Вы никогда не задумывались почему Бенджи слабоумный дурак - 33летний ребенок?! Чем отличается Идиот Достоевского от Бенджи Фолкнера? И почему именно первый взгляд на предмет мы видим через зрачки слабоумного Бенджи, потом не принимающего окружающую действительность Квентина, ну а потом на сцену выходит сам Джейсон...
Вот такие вот вопросы, если вы уже читали и не раз произведения, мотивирует и предлагает нам задавать биограф Грибанов на страницах этой занимательной книги. Разборы произведений очень хорошие. По совокупности мы можем наконец представить и обозначить вслух все основные темы творчества Фолкнера: загадка американской души, падение старого Юга и нравов, расизм и суд Линча, живая смерть солдатской награды после войны, судьба Сарторисов и Компсонов, Флаги в пыли, равнодушие к ближнему и толстокожесть. Романы Фолкнера совершенно разные, хотя все способы подачи материала очень схожи и до боли знакомы. Жанры тоже различные. Южная готика ( Свет в августе), Черная комедия ( Когда я умирала), семейные городские саги ( Авессалом, Шум и ярость), роман - воспоминание ( Похитители), трилогия Сноупсов ( порождение Флема и других тараканов, которые являясь "Сноупсизмом" ( термин Фолкнера) и приводят Америку к обществу потребления, и разворовывают, разваливают всю простую Америку старого Юга), сага о деревенской жизни близ Французовой балки, и антивоенная "Притча" - самый сложный и трудночитаемый, философский роман, который мне в свое время угораздило прочитать в первую очередь. Но счастью интерес к Фолкнеру лишь разгорелся...
Если отойти от самого творчества Фолкнера мы получим только его планы, стремления, одиночество, поддержку особо близких и редких друзей, которых было не так много, но они были преданные и настоящие. В этой книге было меньше Голивуда, а скандальная история "отсутствия мужества" Хэмингуэя здесь представлена совершенно с другой точки зрения, что порождает типичную субъективностью как в случае Грибанова, так и особенно Анастасьева. Грибанов часто говорит нам, что Фолкнер очень любил мистифицировать собственную биографию. Особенно на первых порах, что характеризует его в первую очередь как талантливого литератора и выдумщика. Анастасьев же жирным шрифтом подчеркивает комплексы Фолкнера, которые в любом случае можно простить Великому классику.
И резюмируя сказанное можно сказать, что Анастасьев больше пишет о замкнутости Фолкнера и его сложных взаимоотношениях с окружающими людьми. Грибанов пишет о серьезных побуждениях и стремлениях Фолкнера изучить душу американского человека, как это делал Достоевский с Русской душой. Причем Грибанов абсолютно не рассказывает о восхищении и фанатизме Камю в отношении творчества Фолкнера. Зато рассказывает любовный роман Фолкнера с будущей писательницей, поклонницей его дарования, с которыми они должны были писать пьесу "Реквием по монахине", которая является еще более библейским продолжением знаменитого "Святилища", после которого к Фолкнеру пришел настоящий первый успех и знаменитость. Именно благодаря этому роману и доброжелательной статье Сартра "Шум и ярость" получил свою публичную жизнь! Огромное спасибо Грибанову за разбор Святилища, потому что только переосмыслив и вспомнив в воображении историю этого обличающего всю аморальность американского общества романа я понял все Величие "Святилища". Зря Фолкнер стыдился этой крупной работы. Нет у него слабых работ. Даже "Когда я умирала". А еще благодаря Грибанову я осознал, что стеснительная и не очень благочестивая Нарцисса из Сарториса та самая обличительница падения нравов в Святилище, которая его в итоге и оскверняет. Вот почему романы Фолкнера надо читать или хотя бы перечитывать по порядку! А в итоге из нее получился лишь роман Фолкнера. А вот пьесу из романа как раз сотворил Альбер Камю. И это единственное упоминание данной персоны в ЖЗЛ Грибанова об Уильяме Фолкнере.
Страсть к литературе, к творчеству, к лошадям и в первую очередь к владению выдуманную гением американской классики Йокнапатофе. Вот всё, что вы найдете на страницах этой замечательной биографии Уильяма Фолкнера. Если Вы еще незнакомы с автором-основателем американского Юга, то обождите с знакомством. В противном, а уж тем более фанатическом смысле, читать обязательно!
Я уже давно знаю, что Фолкнер мой самый близкий и любимый писатель.

Комментарии
Отличная рецензия! Я как раз вчера закончил Флемову трилогию и сегодня взялся за Грибанова. Прочитал пока немного, но во всяком случае уже сейчас нравится сам слог автора, и подход.
С Фолкнером сложно остановиться :) Впрочем, у меня скорее выходит так, что Фолкнер сам говорит мне, когда всё же следует поутихнуть :)ы
Да, с книгами Фолкнера трудно остановиться. Обычно я стабильно читаю подряд две его книги. Пик удовольствия обычно наблюдается после прочтения и первой и на первой половине прочтения второй книги. Но после второй книги приходит понимание того, что надо передохнуть.
Еще может почитать Анастасьева "Хозяин Йокнапатофы". Тоже любопытная книга, в т.ч. об отношениях Фолкнера с Голливудом.
Я из трилогии Сноупсов пока читал только "Деревушку". Растягиваю удовольствие и читаю другие его еще непрочитанные произведения.
По моему убеждению прочитавшего только что трилогию, всё же читать её стоит целиком, т.к. это не то чтобы просто романы одного цикла, но сюжетно/смыслово/композиционно единая вещь, особенно "Город" и "Особняк". Хотя, если память очень хорошая (у меня-то совсем нет), можно и отдельно, конечно, тем более Фолкнер все события многократно повторяет под разными углами. Просто эффект, мне кажется, не столь сильный будет.
Про передохнуть. Последний раз до настоящего момента я читал подряд "Непобеждённые", "Сарторис", пару связанных рассказов — всё залпом, влёт. Затем тут же "Авессалом" — тоже проглотил за 3 дня, меня этот роман очень впечатлил, показался самой мощной вещью из прочитанных мной на тот момент. Но вот после уже понадобился перерыв, да. А я не сделал и читал дальше "Сойди, Моисей", и впечатление уже подспустилось. Надо бы об этом помнить и не совершать ошибок.
Анастасьева уже заказали, теперь главное как-то вывезти из Петербурга в Киев :) бум ждать оказии с какими-то знакомыми.
Пока я читаю ЖЗЛ, мне уже хочется перечитать кое-что из романов :) в частности, "Непобеждённые", а также "Шум и ярость", но последний как раз таки в планах — т.к. с выхода книги в переводе Гуровой очень интересно прочитать эту версию и сравнить личные впечатления с первым чтением в пер. Сороки.
У меня тоже было желание перечитать любимые основные романы Фолкнера. В первую очередь "Авессалом Авессалом". Заказал на eBay в оригинале. Жду не дождусь посылки на почте. Сейчас читаю с большим удовольствием "Осквернителя праха". Наверное, лучше не в одной книге не описан расизм, проблемы негров и суд линча. И Америка во всю ширину и глубину того времени. Получаю огромное удовольствие. Но примерно половина второй главы - это одно предложение. Опять же сразу же вспомнил Авессалом. Изумительные, богатые на эмоции и впечатления книги.
Золотые слова.