Больше рецензий

25 июля 2010 г. 17:23

38

2

Есть в современном, с позволения сказать, искусстве тенденция к работам, которые стремятся показать читателю "грязную изнанку современной жизни". Причем слово «грязная» здесь может трактоваться даже не в переносном смысле. Очень уж модно стало писать романы и снимать фильмы про алкоголиков, наркоманов, извращенцев и прочих персонажей, которых в обществе принято называть "отбросами". Такой довольно просто и незамысловатый путь сотворить произведение, которые тут же обвешают ярлыками и заштампуют словами "неординарно", "злободневно", "альтернативно". Эдакое бессмертное трио sex, drugs, rock&roll только вовсе не задорное и развеселое, а унылое и обрюзгшее.

Но самое парадоксально состоит в том, что, несмотря на всю отрицательность и ярко окрашенную негативность подобных историй, находятся в огроменном количестве люди, которые начинают чуть ли не подражать всей той дряни, от которой, прочитав или просмотрев подобное произведение, вроде как должны отворачиваться. Многие, особенно юные читатели/зрители, смотрят, например, Страх и Ненависть в Лас-Вегасе и думают, что наркота - это здорово, увлекательно и, в общем-то, совсем не страшно. Попытка авторов привлечь внимание к серьезным болезням современного общества оборачивается их пропагандой.

Так вот роман «Все оттенки голубого», он, казалось бы, тоже из серии "навали кучу дерьма и обзови это искусством", здесь тоже герои - это молодежь, разлагающаяся в собственном желудочном соку, не имеющая ни целей в жизни, ни способности эти цели ставить. Однако Рю удалось показать, что то существование, которое влачат его персонажи - это абсолютный тупик, путь в никуда и, он вовсе не яркий и безбашенный, а прогнивший и безвыходный. Многочисленные тошнотворные порнографические сценки, которыми изобилует роман, разобьют большинство читателей ровно на две группы: одних шокируют и оттолкнут, и на роман будет навешан ярлык "подросткового трэша", другие же напротив - будут брызгать от этого слюной и заходиться в экстазе. Однако ни те, ни другие сути так и не разглядят, потому что роман совсем не о том, как юноши торгуют своими телами. Если оставить за скобками многочисленные эпизоды откровенно туалетного и мерзкого содержания, кои составляют 90% романа, то в сухом остатке мы получим вполне себе обыденную историю о том, как молодежь времен переходного периода оказывалась попросту выброшена на обочину жизни. Но этого для серьезного романа как-то маловато будет. Пока Рю Мураками остается для меня весьма противоречивым автором.
И вот еще что: по мере прочтения книги, я обычно выделяю некоторые цитаты и в среднем их получается около десяти. Здесь же - всего пара. Разумеется, показатель субъективный, но что-то он да значит.