Больше рецензий
19 июня 2016 г. 00:09
1K
Мне предстоит узнать, смогу ли я силой своей любви к тебе превратить горькую воду в сладкую. Бывали у меня минуты, когда я полагал, что благоразумнее будет расстаться. А! То были минуты слабости и безумия. Теперь я вижу, что это искалечило бы мне жизнь, погубило бы моё искусство, порвало бы музыкальные струны, создающие совершенную гармонию души. Даже забрызганный грязью, я стану восхвалять тебя, из глубочайших бездн я стану взывать к тебе. Ты будешь со мною в моём одиночестве. Я полон решимости не восставать против судьбы и принимать каждую её несправедливость, лишь бы остаться верным любви; претерпеть всякое бесчестье, уготованное моему телу, лишь бы хранить в душе твой образ.
Оскар Уайльд Альфреду Дугласу, 20 мая 1895 года, за несколько дней до вынесения приговора
В 1890 году в мир приходит «Портрет Дориана Грея». В 1891 году в жизнь Оскара Уайльда приходит настоящий Дориан Грей. Имя ему Лорд Альфред Дуглас, и любому, кто хотя бы поверхностно интересовался биографией писателя, одно имя «Бози» скажет всё, что нужно знать перед прочтением книги «Оскар Уайльд и я».
Да, она действительно написана сыном 9-го маркиза Куинсберри, которого биографы в один голос называют причиной всех бед Уайльда, применяя самые отборные эпитеты для описания его мерзкого характера. Всё, что можно было сделать плохого писателю, сделал Бози: Бози жил за его счёт и проматывал деньги Уайльда, Бози постоянно скандалил и устраивал сцены, Бози таскал его по самым грязным притонам, из-за Бози Уайльд развёлся с женой, которая лишила его возможности видеться с сыновьями, Бози стал причиной его заточения в тюрьме и, соответственно, его банкротства и, что уж мелочиться, тогда даже смерти.
Я читал это много раз. Будучи в университете, безропотно принимал всё, что мне говорили, за святую истину, а повзрослел, задумался и вдруг пошатнулся в своей беспечной доверчивости. Я не собираюсь оправдывать Альфреда Дугласа. То, что он действительно был весьма сомнительным подарком со стороны судьбы, я понимаю. Но я не могу принять настолько однобокий образ. Человек не бывает только хорошим или только плохим.
Эта книга – не лучший выбор, если вы хотите повысить своё мнение о Бози. О нет, здесь он именно такой, какого мы привыкли видеть: полный ненависти, пытающийся опорочить имя человека, с которым был так близок, нападающий на его друзей и поклонников, утверждающий, что всё искусство Уайльда – ничего не стоящая посредственность, раздутая до масштабов гениальности за счёт эпатажности и рекламы. Можно её прочитать, с яростью захлопнуть и уйти уверенным в своей правоте. Примерно так я сперва и был настроен. А потом узнал вот что.
В 1897 году, ещё при жизни Уайльда, свет увидело произведение «De Profundis», полное болезненных признаний и представляющее Уайльда в образе раскаявшегося грешника. Вот только текст тюремной исповеди был не полный. В нём не фигурировало имя Бози и слово «ты» воспринималось, как абстрактное обращение, хотя на деле «De Profundis» представляло собой письмо, написанное Альфреду Дугласу и переданное ему из тюрьмы через лучшего друга Уайльда, Роберта Росса. Или не переданное? Бози утверждает, что получил лишь пару страниц, переписанных рукой Росса, прочёл начало и выбросил в огонь, не поверив, что это написано Уайльдом.
Какой бы ни была истина, я продолжу. Перед смертью Уайльд оставил определённые указания относительно полного текста. Роберт Росс должен был передать письмо Британскому Музею с условием, что мир не увидит его до 1960 года, то есть, пока Бози ещё будет жив. И всё осталось бы именно так, если бы не вышла книга Артура Рэнсома «Оскар Уайльд: Критическое Исследование», в котором Дуглас изображается, как последнее ничтожество, сгубившее великого писателя. В 1913 году Бози выступает истцом против Рэнсома по делу о его книге. И проигрывает. Помимо прочего, за счёт того, что при всём суде зачитывается полная версия «De Profundis». Не во всём своём объёме, лишь частями, в которых отчаяние и обида Уайльда особенно яро обласкали того, любовь к которому он готов был хранить, «даже забрызганный грязью».
И вот здесь, в этот самый момент я вдруг задумался, что должен был чувствовать Бози, когда человек, которого он (добавим немного романтики и оптимизма) любил, вдруг тем же слогом, которым воспевал его когда-то, обвинял, обличал и смешивал с грязью при всех. Допустим, что Роберт Росс когда-то давно действительно передал Дугласу полный текст «De Profundis». Тогда это будет просто ненависть к Россу, потому что с Уайльдом после его выхода из тюрьмы отношения если и не наладились, то на какое-то время приобрели хотя бы чуть более нейтральный оттенок, что значит, что обида после «De Profundis» не была так серьёзна. Но что если в книге «Оскар Уайльд и я» всё же есть доля правды и Альфред Дуглас действительно ничего не читал, и даже более того, не подозревал о существовании письма до процесса? Ощущение предательства, полагаю, было размером с цунами.
И цунами, что бы ни пробудило стихию, вылилось вот в эту книгу. Она гораздо хуже «De Profundis» по литературной ценности, но вызвана к жизни теми же эмоциями. Через много лет, когда Бози тоже пройдёт через тюрьму (как ни странно, за дело, связанное с Уинстоном Черчиллем, а не Оскаром Уайльдом), он во многом поймёт его и простит. Будет раскаиваться в написании этой книги и снова говорить об Уайльде, как о человеке достойном. Обвинять ли нам его за попытку защититься от светской казни?
Если тебе было неприятно читать это письмо, то уж поверь мне – писать его было во сто крат неприятнее. Более того, это явилось для меня самым чудовищным унижением, которое мне пришлось испытать в своей жизни. Но я должен был пройти через это. У меня не было выбора. У тебя – тоже.
Оскар Уайльд Альфреду Дугласу, De Profundis
Проблема в том, что у Уайльда всё же был выбор, и он его сделал. У Бози – нет.
Прочитано в рамках игры "Бесконечное приключение".
Комментарии
Спасибо за ваш отзыв, очень интересно было его прочитать! Я давно увлекаюсь биографией и творчеством Оскара и всем, что с ним связано, и конечно же не могла оставить незамеченной эту книгу, написанную Бози Дугласом. Сейчас нахожусь в процессе чтения и, не могу не согласиться с вами, что в этой книге Бози предстаёт именно таким, каким все мы его представляли, читая "Тюремную исповедь". Я воспринимаю эту книгу как своеобразный "ответ" Бози на "De Profundis", его реакцию на обвинения, высказанные Оскаром в его адрес. Он всеми силами старается оскорбить Оскара и "развенчать" его славу, яростно доказывая всем, что Уайльд не создал ничего более или менее значительного в искусстве. С одной стороны, его ярость понятна, а с другой как-то обидно оттого, что он так и не понял ничего, что хотел сказать ему Оскар...
Возможно, он понял. Говорят, что после того как он сам побывал в тюрьме и потерял состояние, он осознал, насколько Уайльду было тяжело. К тому же, он до конца жизни писал и говорил об Уайльде. В какие-то моменты так, как в этой книге, но в конце жизни хорошо. Теперь бы добраться до его переписки с Бернардом Шоу, чтобы иметь этим словам подтверждение.
Да, Бози вообще был очень неоднозначным человеком и имел весьма переменчивый характер, судя по тому, как изменялись его воззрения и отношение к тому или иному человеку в течение жизни.
Было бы очень интересно ознакомиться с тем, что Бози писал об Оскаре, когда сам потерял состояние и прошёл в жизни через подобный опыт. Видимо, судьба действительно хотела преподать ему урок тем, что послала ему подобные испытания... Я верю в то, что после этого он мог измениться.
Бози - пидор