Больше рецензий
8 июня 2016 г. 12:04
753
5
РецензияАбсолютно с детской незамутненностью я смотрела на латиноамериканскую литературу с ее магическим реализмом. Честно сказать, я вообще была полный ноль в этой теме. Пришлось даже гуглить, что это такое.
Нет, не читала я всеми любимого Маркеса с его «Ста днями одиночества», и Борхес как-то мимо прошел, поэтому ни от книги, ни от жанра я ничего не ждала. Но удовольствие я получила. Полноценный анализ не осилю, но свои эмоции попробую передать.
Это оглушительно. Грандиозно. Эпично. Не хватит никаких эпитетов, чтобы описать эту книгу. У вас бывало такое, что эмоции настолько зашкаливают, что становится страшно? У меня именно так было при прочтении этой книги. Я прерывала чтение, чтобы справиться со своими чувствами. Под конец почти рыдала. Это самое лучшее, что я прочитала за последнее время. Прошло уже несколько дней, как я дочитала, но книга меня не отпускает. Как назойливая муха жужжит в мозгу и заставляет переосмысливать прочитанное. Аннотация совершенно не передает всей глубины этого произведения. Так что лучше ее не читайте. И чужие рецензии не читайте, чтобы не испортить впечатление.
Итак, перед нами умирающий 71-летний миллионер Артемио Крус – внебрачный сын мексиканского землевладельца и служанки мулатки, сделавший свое состояние на предательстве, обманах, убийствах. Этот некогда влиятельный и жестокий человек, вершитель судеб не только отдельных людей, но и всей Мексики, любимец женщин теперь жалкий и несчастный лежит полутрупом в своей постели в окружении презираемых им людей – жены, дочери, зятя, священника. А в мозгу его прокручивается вся его жизнь. Ну и как полагается на пороге смерти, поднимаются вечные вопросы:
Как ты прожил эту жизнь?
Что останется после тебя?
Кто заплачет, когда ты умрешь? (простите, не удержалась)
Правильный ли выбор ты сделал?
И прочие самокопания и внутренние диалоги.
И, вроде, жалко его должно быть: все, кого он любил, давно умерли. Вокруг только стервятники, ожидающие его смерти и обшаривающие каждый карман и каждый ботинок в поисках завещания.
А вот нифига -молодец он. Поднялся из грязи в князи, прожил нескучную жизнь, до последних дней наслаждался обществом красивых женщин. Не был убит в младенчестве, не пал на поле боя, не был расстрелян. Блин, плохо разве? А вы бы что предпочли?
Прием Фуэнтеса мне понравился - повествование ведется в трех временах от трех лиц - Он – прошлое Артемио, его воспоминания; Я – его настоящее и Ты – будущее, но оно уже свершилось (кто-то считает, что это его совесть).
И все это очень тесно переплетается в тексте, порой отделяясь только многоточиями, что сходу и не въедешь во всю эту какофонию слов, образов, мыслей.
Я не знаю… не знаю… Он — это я?.. Ты — это был он?.. Или Я — это все трое?.. Ты… Я несу тебя в себе, и Ты умрешь со мною… Господи боже… Он… Я нес его в себе, и Он умрет со мною… все трое… те, что говорили… Я… унесу тебя в себе и умру… один…
Кстати, о смерти. Вот главный герой этого романа. Смертью пронизана вся жизнь главного героя – умирают все, кого он любил; умирает всё, за что он боролся; умирают вожди, за которых он сражался. Да и сам он уже в смертельном бреду. И уже не важно, что было, что останется после. И пока я читала весь предсмертный бред, меня не покидала ассоциация с пожеланиями Султана Сулеймана:
Перед своей сметью Султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания:
- Он завещал, чтобы его табут несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того времени.
- Второе его желание было, чтобы по всему пути, по которому будут нести его табут, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни.
- Он завещал, чтобы его руки торчали из табута и были всем видны.
Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного спросил у него причину таких пожеланий, Сулейман Кануни все разъяснил следующим образом:
- Пускай лучшие лекари несут мой табут и все пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти.
- Разбросайте заработанные мною золото, пусть все видят, что то богатство, которые мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается.
- Пусть все видят мои руки и усвоят, что даже Падишах всего мира — Султан Сулейман Кануни ушел из этой жизни с пустыми руками.
Примерно к таким же выводам пришел и наш герой в результате всех его всебекопаний.
Заканчивается роман очень символически – описывается рождение и смерть главного героя. "Из праха мы созданы, в прах и обратимся." А все что было между как будто и не важно.
Три вечера я наслаждалась потоком сознания умирающего. И мне понравилось.
Кстати нашла еще, что книга входит в список 1001. Книги, которые должен прочитать каждый.
Так что читайте, господа.
Долгая прогулка 2016, команда Сибирские ведьмы, июньское задание.
Спасибо satanakoga за вдохновение. Я честно пыталась уловить стиль )
Комментарии
а сколько рецензий Сатанакожи вы прочли? каким способом вы "улавливали" стиль? ну, например, пытались ли вы найти какие-то кодовые свойственные человеку слова, приемы и прочее? вот "бывало у вас такое, что...?", по-моему, действительно могло бы встретиться у Даши.
но, пожалуй, к сожалению для вас, остальное, в плане её стиля - очень мимо.
надеюсь, это не грубая обратная связь. может, вы подумаете над заданием еще?)
Спасибо за обратную связь и критику!
Рецензий у Даши читала много, и продолжаю читать, чтобы доработать свою. Оказалось, что не так легко уловить чужой стиль, как кажется на первый взгляд )